Первый казахстанский рокмюзикл «Три дома окнами во двор» вернулся на алматинскую сцену. В начале октября он был показан во Дворце республики. Спектакль заметно отличается по оформлению и отточенности диалогов от первой версии, представленной в начале года.
Музыкальный спектакль, созданный к 25-летию группы «Мотор-Роллер», стал своеобразным подарком городу и его жителям, не потерявшим своей особой культурной идентичности в горниле перемен. Насколько далеко может шагнуть эта трогательная история о любви и дружбе, мы обсудили с Ильясом Аутовым – лидером группы «Мотор-Роллер», автором музыки и либретто.
– Ильяс, некоторые мюзиклы устраивают интерактив со зрителями. Например, в антракте спектакля Mamma Mia проводят дискотеку и мастер-класс по танцам. Были ли у вас подобные идеи?
– В начале нашего спектакля группа парней и девушек выбегает на сцену из зала. В это время они контактируют со зрителями, заводят их. Во второй части мюзикла есть момент, когда лидер попсовой группы а-ля «Ласковый май» (его сыграл наш хореограф Константин Дихнов) выбегает в зал, чтобы подарить себя публике. Но в целом наш спектакль получился самодостаточным и без интерактива. Самое главное – заинтересовать зрителя настолько, чтобы он забыл обо всём и полностью погрузился в действо. И неважно, какими приёмами ты этого добьёшься.
– В вашей жизни были такие периоды, когда за короткий срок вам нужно было сочинить большое количество песен?
– У меня впервые в жизни был такой аврал. За неполный год мне пришлось специально для этого мюзикла написать 14 песен. Но это еще не все. Песни нужно было успеть удачно саранжировать, подружить с танцами и общей концепцией спектакля, попутно преодолевая разногласия с режиссером и сценаристом. Работа была такой напряженной, что я даже во сне продолжал работать над мюзиклом.
– После такого творческого аврала логично устроить себе какой-то отдых. Наступила ли тишина в вашем творчестве?
– По сути, никакой паузы после этого не наступило, просто процесс сочинения песен вернулся в прежнее русло. Но я понял, что если потребуется творчески мобилизоваться, то смогу это сделать, потому что проверка мюзиклом уже была пройдена.
– Есть ли интерес в других странах к показу вашего мюзикла?
– Мы работаем над гастрольной программой и ведем переговоры с несколькими промоутерами, в том числе из России, Израиля, США. На октябрьский показ прилетал Александр Пантыкин, основатель екатеринбургской группы «Урфин Джюс». Сейчас он является одной из самых заметных фигур в мире российских мюзиклов – занимается их созданием и продвижением. Он очень заинтересовался нашим проектом и приехал, чтобы увидеть его своими глазами и провести переговоры. «Вам удалось выполнить очень трудную задачу, – сказал Пантыкин, – зритель не просто принял ваше творение, он его полюбил! Поэтому надо постараться сделать всё возможное, чтобы мюзикл «Три дома окнами во двор» продолжал жить».
– Как-то мне приходилось слышать в вашем исполнении песню «Давайте негромко» из фильма «Обыкновенное чудо». Какое влияние на ваше творчество оказал Марк Захаров?
– Марк Захаров – один из моих любимых режиссеров. Я думаю, на этот мюзикл оказали влияние не только мои кумиры, но и любимые авторы Дмитрия Скирты, Антон Митнева и всей творческой группы. Коллектив подобрался на удивление слаженный и гармоничный. Иногда мы спорили, но чаще понимали друг друга с полуслова, так как воспитаны на одних и тех же образцах, на одних культурных ценностях.
– Новая версия мюзикла отличается от предыдущей. Почему вы пошли на эти изменения?
– Они были необходимы по нескольким причинам. Во-первых, на сцене Дворца республики нет вращающегося круга, из-за чего пришлось внести поправки в некоторые эпизоды. Необходимо было расширить и дополнить декорации, чтобы они заняли всю сцену, которая заметно больше лермонтовской. По этой же причине был увеличен количественный состав группы танцоров. Изменилось расположение «Мотор-Роллера» – если в Лермонтовском театре мы находились возле сцены, то теперь непосредственно на ней. Текст был отшлифован более тщательно, и более точно расставлены акценты. На премьерном показе звук хромал, голоса актеров не всегда были хорошо слышны. Мы это тоже исправили.
– С февраля по октябрь был большой перерыв между спектаклями. Как это отразилось на готовности труппы? Случались ли отказы?
– Отказов не было. Лишь одна девушка временно вышла из проекта в связи с рождением ребенка. Но к новому спектаклю она успела родить и вернулась на сцену. Это говорит о том, что люди, которые участвуют в спектакле, по-настоящему влюбились в него. И в прошлый раз, когда мы закончили первые четыре показа, многие плакали, расставаясь. Это мне напомнило детство, когда в пионерском лагере во время окончания смены девчонки рыдали, а пацаны крепились, но тоже шмыгали носом, потому что никто не хотел расставаться с чудом. И когда мы объявили, что в октябре состоится очередной показ мюзикла, вы не представляете, какой в труппе начался фейерверк радости! Встретившись вновь на сцене, участники крепко обнимались, и было видно, что любовь к общему, любимому делу превратила их в одну дружную семью. Собственно, об этом и наш спектакль.
Олег БЕЛОВ