Алматы вновь станет местом проведения зимней Азиады, на этот раз она будет 10-я по счёту и пройдёт в 2029 году.
Напомним, что Казахстан уже принимал эти игры в 2011 году, и тогда, в преддверии события, также как и сейчас, велась очень активная пропагандистская кампания, в которой всё подавалось как грандиозный прорыв по взлёту национального престижа, развитию отечественного зимнего спорта, совершенствованию спортивной инфраструктуры и т.п.
Так ли всё произошло, как пропагандировалось? Нет, не так. А местами совсем не так.
Конечно, упоминать только негативные проявления, которые сопровождали у нас эти игры, было бы тенденциозно и неправильно. Какую-то пользу стране и её спорту они всё же принесли, хотя бы воодушевив сограждан тем, что о Казахстане узнали в мире ещё больше людей. Но если разобрать отдельные стороны этого события, то даже позитивные его аспекты выглядят, мягко говоря, неоднозначно.
Прежде всего это сумма в 1,65 млрд долларов, потраченных на игры, которая оказалась почти такой же, какую потратили на проведение зимних Олимпиад в Турине (2006 год) и в Ванкувере (2010-й). Но дело в том, что там подобные мероприятия – это, помимо спортивного значения, ещё и сугубо коммерческие проекты, на которых зарабатываются миллиарды тех же долларов (стоимость видеотрансляции, приток туристов, сувениры и пр.), то у нас ничего подобного нельзя было даже представить.
Хотя бы потому, что Азиатские зимние игры (да простят меня их поклонники) никого в мире просто не интересуют. Ни в спортивном мире в целом, ни, тем более, в самой Азии. Достаточно сказать о том, что они до определённого времени проводились только в трёх странах – Китае, Южной Корее и Японии. Пока в 2011 году к ним не присоединился Казахстан. Поэтому говорить о том, что он «завоевал право на проведение игр» просто смешно – Олимпийский совет Азии (ОСА) всегда просто рад, если кто-нибудь изъявляет желание забрать их себе…
А как повлияли на развитие зимнего спорта в Казахстане игры 2011 года? Да, молодёжь как бы заинтересовалась им, но всплеск этого интереса прошёл очень быстро. А спортивные сооружения, возведённые к Азиаде, стали очень дорогостоящими по содержанию, но не приносящими той пользы, которую нам обещали.
Достаточно посмотреть на те же зимние азиатские игры – если в триумфальном для нас 2011 году Казахстан завоевал аж 70 медалей, то уже в следующих играх, в 2017 году в Саппоро – только 32 медали, заняв 4-е место.
И, наконец, престиж и узнаваемость страны как один из главных аргументов проведения у нас этих соревнований. На телетрансляции Азиады 2011 года было потрачено свыше 60 млн долларов, львиную часть которых забрала с собой (включая закупленное новейшее телеоборудование) иностранная компания, с которой организаторы заключили контракт. А вот просмотры репортажей с игр были исключительно в Казахстане, потому что никто больше в мире не пожелал наблюдать за ходом этих соревнований…
Серик ТЕКЕЖАНОВ