На недавний кинофестиваль «Бастау» приезжал известный российский актер Александр Пашков. Он знаком широкой аудитории прежде всего своими военными ролями в фильме «72 метра» и сериалах «Десантура», «1941», «1942», «1943», «гибель империи». Корреспондент «АиФ-Казахстан» не упустил своего шанса пообщаться со звездой экрана.
СВОЙ В ДОСКУ
– Александр, для вас это не первый приезд в Казахстан?
– Да, я уже бывал в ваших краях во время съемок сериала «Застава» режиссера Хуата Ахметова, где продюсером выступал бывший актер Русского театра драмы имени Лермонтова Владимир Ерёмин. Поэтому на кинофестиваль «Бастау» я приехал уже не совсем как гость. Давно не был в Алматы, интересно посмотреть молодое кино: полный и короткий метры, выбрать для себя фаворитов в режиссуре, среди актерских работ. До этого я уже был членом жюри на фестивале мультипликации в Ялте. А если брать глобально, в плане моей профессии, то кроме России, Украины и Казахстана я снимался ещё и в Узбекистане.
– Как вам, уральскому мальчишке, удалось завоевать московский кинорынок и российский киноэкран?
– В моем родном Свердловске (ныне – Екатеринбург) особых перспектив не светило: или жизнь по законам улицы, или взять пример с родителей и работать в милиции. У многих наших пацанов со двора так в жизни и случилось. Одни давно ушли в мир иной из-за употребления наркотиков, другие погибли в бандитских разборках, третьи дослужились в полиции уже до полковничьих погон. Но мне судьба улыбнулась. В шесть лет меня отдали в хореографическое училище, где я часами стоял у балетного станка: огромный зал, где нас было 120 мальчишек и девчонок. В третьем классе меня перевели в школу при Академическом театре музыкальной комедии. Тогда я впервые вышел на сцену.
– Обычно сверстники посмеиваются над теми, кто занимается балетом…
– В 14 лет я ушёл из балета, но остался подрабатывать в хоре на полставки – зарабатывал 120 рублей. А моя мама в то время в ХОЗУ МВД получала 80 рублей. Что интересно, во дворе ко мне местные хулиганы не приставали. Шёл как-то с тренировки, мне они говорят: «А, балерун! Ну, покажи, чему тебя там учат». Я молча остановился и поднял ногу на уровень головы. Пацаны от удивления крякнули. Сказали: «Уважаем...». Спустя много лет в программе «Танцы со звездами» мне помогло мое балетное прошлое. А от заведующей кафедрой «Пластического воспитания актера» школы-студии МХАТ Аллы Сигаловой я услышал: «Ой, какой каучуковый!».
– Удалось ли вам зацепиться за Свердловскую киностудию?
– В 10 классе я пошёл в театральное училище – все педагоги там были из группы режиссера Владимира Хотиненко. Поэтому параллельно стал работать на Свердловской киностудии. После 11 класса поехал поступать в Москву, но тогда не срослось. Вернулся и поступил без экзаменов в Свердловский театральный институт.
Когда его закончил, киностудия уже ничего не снимала. Успел сняться у Ярополка Лапшина в «На полпути в Париж». И всё, студия закрылась... Поехал в Москву, а там меня никто не ждал, – в год в России выпускается не менее 500 актеров. На киностудию «Мосфильм» ходил пешком через весь город два с половиной часа, натирая мозоли на ногах, чтобы сниматься в массовке за 500 рублей.
Помог счастливый случай. Поскольку я снимался у Хотиненко на Свердловской киностудии, то когда он запустился с картиной «72 метра», подтянул и меня. Съемки проходили вМурманске и поселке Полярном. У нас был звездный состав: Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Андрей Краско, Марат Баширов... Кинопроцесс шёл трудно: осень, снег пошел, опустился туман. Все, ждем погоды, иначе техника не проедет. И так можно сидеть до бесконечности. Но именно после этого фильма меня заметили режиссеры и начался взлет карьеры в кино. Я несколько лет проработал в московскомТеатре киноактера, которого сейчас уже нет.
«УЙДИ НА...»
– Как вы относитесь к сериалам, которые заполонили кинопространство?
– Что касается сериалов, то лично меня они спасают. Ктотоих ругает, кто-то хвалит, но это моя работа, и я честно её делаю. Хотя, когда я снимался в сериале «Ундина», мы его переиначили в «Уйди на...». Это первый за мою карьеру «долгострой» продолжительностью в 92 серии. На третьем месяце работы мы уже ненавидели друг друга. Вначале я работал с радостью, на особом подъеме. В середине творческого процесса уже было тяжеловато, а последний отрезок дался просто с невероятным трудом. И мы работали без выходных и праздников. Съёмки шли в режиме нон-стоп. Сейчас, кстати, другая система – снимают сезонами, и в таком режиме работать легче. Конечно, настоящий актёр обязан регулярно выходить на сцену, развиваться. И для меня выходом стали антрепризы. В спектакле «Собака на сене» Лопе да Вега играю Теодоро.
Конечно, сложно работать над этой ролью после Михаила Боярского и Андрея Миронова. А вот когда ставил «Женитьбу Фигаро» режиссер Евгений Радомысленский, он сулил, что мы будем удивлять актёрскими работами. Но не вышло. Актёры меняются, а декорации остаются теми же. Классический театр – совершенно другие темы. А мы играем извне, это сложно показать, совсем другой театр. И кино – это совсем иное. Невозможно делать две судьбы одновременно. Я просто плыву по течению, чтобы всё сложилось хорошо. Надо терпеть, дерзать, идти вперед. У меня четверо детей, и деньги, конечно, в жизни занимают не последнее место.
– Ходили разговоры, что от первой жены Анжелики Пашковой, которая родила троих детей, вы со скандалом ушли к нынешней Карине Романюк и родили с ней дочку. Причем и вы, и ваши дамы работали в Театре киноактера?
– Это жизнь. Мы все совершаем какие-то ошибки. Мои жены, понятно, теперь между собой не общаются. Хотя когдато все мы не только работали в одном театре, но даже играли в одном спектакле. Мы профессиональные актеры и на сцену своих «тараканов» не выносим – зритель же не на это пришел смотреть. С Анжеликой я прожил 17 лет. Женился на ней, едва став совершеннолетним.
Но перед встречей с Кариной мы уже были в разводе. Я был абсолютно свободным мужчиной! Мне терять было нечего, и уходить тоже некуда. Поэтому жил с детьми, а чтобы съехать на съёмную квартиру, не хватало средств. Потом наступил момент, когда понял, что совсем тяжело одному. Нашелся человек, который стал меня понимать... Я с детства мечтал, что у меня всю жизнь будет одна семья, но не сложилось. Теперь поднимаю всех детей, опуская собственные амбиции.
– Оба раза вы женились официально?
– Да, и играл свадьбы. Мне это особо и не нужно было, но жены мечтали о красивых платьях и хотели собрать на торжество всех родственников. Чтобы было всё как у людей. Я, понятно, соглашался. Когда расписывался с Кариной, мы уже ждали нашу дочку Варвару, всё прошло тихо и спокойно. Моя Карина носит фамилию Романюк и сейчас снимается в кино, успевая учиться на высших актёрских курсах.
– Старшие дети вас к ней не ревнуют?
– Нет, когда еду на съемки, иногда и детей беру с собой. Часто звоню и спрашиваю, что у них и как. Старшей дочке Алине уже 21 год. Она учится в филиале ВГИКа в Сергиевом Посаде Московской области на режиссера-мультипликатора. А школьникам Федору и Ксении – 13 и 9 лет. Они очень любят рисовать, занимаются музыкой и танцами. Младшая дочка Варвара, которой четыре года, на гимнастику ходит. В свободное время собираю всех детей, и мы идём в торговые центры – развлекаемся, плескаемся в аквапарке или делаем покупки. Дети знают, что я их очень люблю, и надеюсь, что никто из них не пойдет в актёры.
ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО
– После развода решили жилищный вопрос?
– Конечно! У первой жены Анжелики и троих детей есть квартира, и у меня со второй супругой Кариной и дочкой тоже. Мечтаю построить дом. Даже есть проект, но пока не собрал деньги.
– Но вы же бесконечно снимаетесь?
– Я, как многие суперзвезды, не прошу денег за переработки во время смены, просто четко слежу, чтобы те 12 часов в день, отведенные на работу в кадре, вовремя заканчивались. У меня это в контракте прописано: 12 часов, и ни минутой больше. Все знают: если меня за это время не отснять, я встану и уйду. Так что группа сразу начинает с моих сцен.
– Что вас привлекает в театральных работах?
– Я люблю старую актёрскую школу в театре, питаю уважение к её представителям. У них так развита игровая позиция: в манере речи, поведении, да еще с отсылом к Антону Чехову и Константину Станиславскому. В кино такого нет. Стать настоящим профессионалом можно только через театр.
Хотя я очень люблю актёра Леонида Быкова, хочу все его роли переиграть. Поэтому сейчас разницу с молодыми актёрами видно прекрасно: этот – профессионал, тот – хороший артист, а этот – слабый. У меня сейчас много антрепризных спектаклей, где режиссёра вообще нет. А есть спектакли, где режиссер выстраивает твой ход вплоть до зрачков глаз. И я хочу, как режиссёр, снять свою картину – о войне и о любви.
Андрей ЧЕРНЕНКО