aif.ru counter
382

Поднятая целина Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий в зале филармонии Чимкента, август 1970. Фото Н. Алексеева.
Владимир Высоцкий в зале филармонии Чимкента, август 1970. Фото Н. Алексеева. © / из газетных материалов

Как легендарный поэт поднимал культурный уровень в Павлодарской области. 

Удивительно, но первые выездные гастроли Владимира Высоцкого прошли в Павлодарской области Казахстана. Произошло это событие почти 62 года назад – в июне 1958 года. Высоцкий тогда был никому не известным 20-летним второкурсником школы-студии МХАТ. Символично ещё и то, что это была его первая поездка в качестве театрального актёра, так и дебютное появление начинающего актёра на публике вообще. То есть именно в нашей стране состоялось своеобразное театральное, боевое крещение легендарного поэта. Вспомним об этом в канун дня рождения кумира многих поколений.

Формальным поводом для первой встречи со зрителями стала так называемая «театральная картошка». Существовала тогда такая традиция: студенты творческих вузов должны были «облагораживать» народ, поднимать его культурный уровень. Их не привлекали к полевым работам, а вот участие в культурной жизни сельских тружеников всячески поощрялось. 

В 1958 году агитбригада Школы-студии МХАТ на целый месяц отправилась на целину – выступать перед тружениками полей. Половина курса уклонилась от поездки, а оставшиеся девять молодых артистов, охочие до приключений и путешествий, куда входил и Володя Высоцкий, решились на это полуавантюрное турне. Комфортабельных гостиниц тогда и в помине не было. Вспоминает их неустроенный артистический быт однокурсник Владимир Комратов, он же автор целинных фотографий: «Вот на первом фото они в унынии: где же приткнуться? Помог обком комсомола. Устроили их в общежитии. Выделили грузовую машину для поездок по сёлам и весям».

Агитбригада Школы-студии МХАТ на вокзале Павлодара. Фото Владимира Комратова.
Агитбригада Школы-студии МХАТ на вокзале Павлодара. Фото Владимира Комратова. Фото: из газетных материалов

Когда сцена – земля

Павлодарская область КазССР, куда отправились московские студенты, находилась в четырёх днях пути от столицы СССР. Выступали в клубах и домах культуры, где и ночевали. Утверждённого репертуара у них не было, поэтому студенческие наработки отшлифовывались прямо в пассажирском поезде. Впрочем, бытовая неустроенность не останавливала юношеский пыл. Спектакль «Челкаш», который начинающие мхатовцы привезли с собой, играли прямо в одежде, в которой приехали на целину. 

Биографическая ценность восточно-казахстанского агиттура заключалась в том, что у самых истоков творчества гениального поэта не было эстетической и тематической дистанцированности от народа. Изначально не было и цензуры. Чтобы придать своим выступлениям злободневность, Владимир Высоцкий и ещё несколько студентов в качестве «разведчиков» незаметно «шли в народ». Там из первых уст узнавали, что волнует селян: местные беды, жалобы, претензии, а уже наутро появлялись экспромты, наспех написанные и разученные ночью всей молодёжной труппой. Однако именно эти зарисовки из сельской жизни, а не постановочные номера, пользовались наибольшим успехом. Молодые артисты попадали, что называется, в десятку. Если известные актёры и выступали в бескрайних просторах Казахстана, то они, конечно, никогда не проникались местной спецификой, дабы хоть как-то отразить её в своём репертуаре.

Впоследствии Владимир Высоцкий говорил в полушутливом тоне, отвечая на записки из зала: «Меня часто спрашивают: где вы берёте темы? Принято отвечать: из жизни. Вот я в народ поеду, в творческую командировку, посмотрю, как он живёт, и напишу отчёт». Так он подшучивал над членами Союза писателей СССР, которых специально командировали, нередко даже в капстраны, для отражения социальных недостатков их общественного строя. Владимир Семёнович всегда привозил из поездок впечатления, которые откладывал в сознании и которые впоследствии могли переродиться в песню.

Вот как описывает творческую атмосферу тех лет один из студентов, участник поездки Геннадий Ялович: «Выступали много. Вкладывали душу. Сцена – земля. Задник – поля. Кулисы – две машины. Гримуборная – за машиной. В партере – зрители. Они довольны…». Выступления заканчивались под бурные аплодисменты и крики: «Мало!». Конечно, Высоцкого много не бывает...».

Высоцкий на целине.
Высоцкий на целине. Фото: из газетных материалов

Лирический курс

Молодые артисты побывали во многих селениях нашей республики: русских, казахских, немецких, чеченских. Другие давно позабыли свои степные гастроли, а у Высоцкого они остались в памяти. Ровно через двадцать лет в песне «Летела жизнь» прозвучали следующие строки: «Так что чечены, жившие при Грозном, намылились с Кавказа в Казахстан». Значит, пригодились впечатления молодых лет. Других песен или стихов с упоминанием Казахстана в его репертуаре больше нет. Однако особое внимание привлекает стихотворение, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к нашей стране:

«День на редкость — тепло и не тает, 
Видно, есть у природы ресурс, 
Ну и, как это часто бывает, Я ложусь на лирический курс...
...Впрочем, я написал-то иначе, 
Чем хотел. Что ж, ведь я — не поэт».

При кажущимся наивно-романтичном окрасе, с высоты прожитых лет, стихотворение оказалось манифестом яркой личности, обращённому к самому себе. В разные годы своей биографии Высоцкий был разным. Уверенно можно сказать лишь одно: он никогда не был серым, скучным, равнодушным человеком.

Нам, казахстанцам, особый интерес должна вызвать дата написания – 1958 год. Это было его самое первое стихотворение, написанное либо сразу после знакомства с казахстанской землей и её людьми, либо максимум через год. Может, именно павлодарские поля и степи послужили тем вдохновляющим началом, которое впоследствии подарит нам великого поэтического гения двадцатого века? Этого мы так и не узнаем. Однако до первой его ленинградской песни «Татуировка» оставалось ещё долгих три года.

Владимир Высоцкий бывал в Казахстане с разной степенью регулярности с 1958 по 1973 год: съёмки фильмов, гастроли театра, собственные концерты. Количество концертов подсчитать невозможно. Особняком от других республик КазССР выделялась именно тем, что в республиканских и областных изданиях анонсировали его приезд. Пресса даже брала у него интервью, что в те годы расценивалось как журналистский подвиг. Наиболее яркое впечатление от концертов барда осталось в городах Усть-Каменогорске, Чимкенте и Алма-Ате. В Усть-Каменогорске одна из улиц города носит его имя. В Чимкенте при живых поклонниках Высоцкого при входе в парк, где он выступал в 2003 году, была поставлена мемориальная табличка. Её снимали несколько раз под надуманными предлогами: нарушение закона о двуязычии, реконструкция парка. Провисела она 10 лет. После очередного демонтажа табличку отстоять не удалось.

Особое отношение к творчеству поэта существует в нашей южной столице. Театры, клубы, квартирники – творческая интеллигенция города знает, любит, слушает и поёт его во всех форматах. Среди них ещё встречаются поклонники, которые лично побывали на его концертах.

Фото 1973 года: Владимир Высоцкий, Нина Шац- кая и Валерий Золотухин в гостях у Владимира Фомина. Алма-Ата.
Фото 1973 года: Владимир Высоцкий, Нина Шац- кая и Валерий Золотухин в гостях у Владимира Фомина. Алма-Ата. Фото: из газетных материалов

Кстати

Представительство Международного центра им. Владимира Высоцкого в Казахстане провело 19 января концерт песен поэта в специализированном военном лицее «Арыстан». А 25 января в алматинском театре La Boheme состоится музыкально-поэтический вечер ко дню рождения поэта-легенды «Ну, здравствуй, это я». Адрес: ул. Зенкова, 24, Дом армии, центральная арка, павильон 2, 2-й этаж. Вход свободный.

Сергей Кутузов

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество