На 31 декабря 1990 года в Алматы было зарегистрировано всего 65 719 легковых автомобилей. 30 лет назад автомобильные дороги в крупнейшем мегаполисе страны были совсем свободными.
В начале «лихих девяностых» страна открыла нараспашку двери для подержанных автомобилей из-за рубежа. Кроме того, в РК стали появляться дилеры мировых марок. Началось бурное заселение городов и улиц четырехколесными. Автомобиль наконец-то перестал быть роскошью.
В результате уже через четыре года количество легкового транспорта в Алматы практически удвоилось. По итогам 1994 года по городу перемещалось уже 119 510 машин. Больше всего автомобилей в южную столицу завезли в 93-м: 29 651. В 1996 году произошел спад: на учет поставлено всего 1953 автомобиля.
Дальше Алматы прирастал легковым транспортом относительно стабильно: +11 705 в 1997-м, +18 341 в 1998-м, +19 293 в 1999-м. Пересечь черту в 200 тысяч автомобилей удалось лишь в 2001-м – на учет поставлено 205 465 машин. Но уже в 2003-м начался настоящий автомобильный бум. Похоже, алматинцы вошли во вкус или стали больше зарабатывать: +38 804 за 2003-й, +44 380 за 2004-й, +54 980 за 2005-й.
Рекорд по приросту легкового транспорта прочно держит 2006 год: +75 335 автомобилей. В 2007-м немалое увеличение – 68 012. В результате случился новый рекорд: алматинский автопарк преодолел планку в 500 000 автомобилей, стоящих на учете!
В 2008 году случился финансовый кризис. Похоже, алматинцы поняли, что «тучные» времена закончились. Автомобильных дилеров настиг кризис: +19 916 автомобилей. В 2009 году авторынок впервые ушел в минус на 1865 штук. Всего через год отрицательное сальдо выросло уже до 10 360 автомобилей! В 2011 году рынок немного пришел в себя (+8 718). 2012-й – снова в минусе (-2235).
В 2013 году в Казахстане массово стартовала программа автокредитования и наметился всплеск продаж (+22 675). Год спустя рынок снова ушел в минус (-3725). А 2015-й стал пока последним годом, когда количество зарегистрированного легкового транспорта выросло (+18 656). Последующие четыре года мы стабильно остаемся в минусе.
Конечно, если учитывать гостей, то наш автопарк гораздо больше. По подсчетам полицейских, каждый день в крупнейший город страны въезжает до 250 тысяч иногородних автомобилей, то есть половина от «прописанных» в городе.
На начало 2020 года в Алматы было зарегистрировано 535 837 легковых автомобилей. За 30 лет их количество увеличилось в 7,7 раза. Выходит, что автомобиль есть у каждого четвертого жителя мегаполиса.
Алексей АЛЕКСЕЕВ, главный редактор журнала «За рулем Казахстан»