220

Как в Алматы борются с плохой экологией?

Фото Шамиля Жуматова. Reuters / из газетных материалов

Обретёт ли Алматы «второе дыхание»

Алматы – один из лидеров и по уровню онкологических заболеваний в республике. По мнению медиков, это связанно с неуклонным загрязнением окружающей среды. Смог в городе – повседневная реальность, к которой мы привыкли и почти не замечаем. А власти Алматы до сих пор не могут принять ни одного эффективного решения ставшей уже хронической и, без преувеличения, смертельно опасной проблемы.

Термин «смог» появился в 1905 году и первоначально служил для обозначения смешанного с туманом дыма, характерного для Лондона. В 1950-х годах был выявлен и описан еще один вид смога – фотохимический. Он возникает в результате смешения в воздухе продуктов горения ископаемых видов топлива (нефть и уголь), тропосферный озон, пары различных химикатов (растворители, пестициды, инсектициды, бензин) и перекись нитратов. Получившаяся смесь весьма активна химически. Именно фотохимический смог выпадает на землю в виде кислотных осадков.

И эта страшная смесь приводит к гибели и снижению численности животных и растений, вызывает респираторные и аллергические заболевания, ухудшает качество жизни людей и, самое страшное, является источником возникновения онкологических заболеваний. 

А в середине 70-х годов прошлого века с этой напастью столкнулась и тогдашняя столица КазССР Алма-Ата. К началу 2000-х это природное бедствие приобрело уже для Алматы катастрофический характер. Власти города не раз пытались решать проблему загрязнения воздуха, но безрезультатно. Не было принято ни одной программы, которая могла бы коренным образом исправить положение. Сложный и плохо проветриваемый ландшафт города, неграмотная застройка, катастрофически растущее количество автотранспорта, новые предприятия и прочее – вот причины наступающего коллапса. По мнению экспертов, чтобы очистить воздушный бассейн города, нужно… выселить из него как минимум миллион человек!

Цвет города – бурый

Так что же больше всего загрязняет окружающую среду в Казахстане? Основные источники – это крупные промышленные объекты, автотранспорт и отопление углем частных жилых домов. В 2019 году фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составили 2,4 млн тонн. При этом на электроэнергетику приходится 900 тысяч тонн, горно-металлургический сектор – 700 тысяч тонн, нефтедобычу – 500 тысяч тонн, транспорт и сельское хозяйство – 300 тысяч тонн. Наблюдается ежегодный прирост выбросов, и если не принять никаких мер, то, по прогнозу, в 2030 году фактические эмиссии загрязняющих веществ составят 3,6 млн тонн, то есть могут вырасти в 1,5 раза за 10 лет.

Алматы занимает в республиканском антирейтинге первое место. По данным «Казгидромета», содержание диоксида азота в воздухе выше нормы в 9,4 раза! Этому газу дана вторая категория опасности по международным стандартам. При высоких концентрациях он имеет бурый цвет и удушливый запах. Это и есть цвет нашего города.

– Диоксид азота действует как острый раздражитель. У нас участились случаи острых бронхитов. А любые простуды протекают сложнее при таком загрязнении воздуха, – пояснила врач Светлана Ашыкбаева.

Также алматинский воздух отравлен оксидом углерода – превышение нормы в 4,2 раза. Это тот самый угарный газ, он не имеет цвета и запаха, очень токсичен. При хронических отравлениях появляются головная боль, бессонница, ухудшаются внимание и память. Подобные симптомы у себя могут обнаружить почти все алматинцы.

Город – не резиновый

Город расположен в предгорной котловине, рельеф местности способствует тому, что территория плохо «проветривается». Южная столица Казахстана была рассчитана проектировщиками на 400 тысяч жителей, а теперь ее население подбирается к двум миллионам. Это влечет за собой три проблемы: увеличение числа личных автомобилей и автобусных маршрутов, рост частных домостроений и высотных жилых комплексов.По некоторым исследованиям, 80% загрязнения воздуха Алматы приходится на автотранспорт. По другим – в возникновении смога виноваты ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1, находящиеся в черте города и сжигающие уголь и мазут. Свою немалую лепту в загрязнение атмосферы вносит огромный частный сектор, плохо газифицированный и потому отапливаемый дровами, углем, старыми покрышками, а иногда и пластиковыми бутылками.

– Действия, предпринимаемые городскими властями, недостаточны, это подтверждает состояние воздушного бассейна, – считает председатель общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов. – Нужны новые технологии, более радикальные меры. У каждой территории есть экологическая ёмкость. Представьте, что в маленькой однокомнатной квартире живут 20-30 человек. Что там будет? То же самое сейчас происходит с Алматы. Он находится в котловине, воздушный бассейн слабо проветривается. Еще в 1960-х годах поднимали вопрос о необходимости ограничить численность населения, остановить рост города. Помню, на одной из конференций в конце 1980-х назвали численность населения, при которой экологическая емкость будет достаточной, – всего полмиллиона человек. Сейчас мы приближаемся к двум миллионам. При этом вырублены большие массивы дикоплодовых лесов на горных прилавках, уничтожены сады, застроены другие зеленые территории. Застройка ведется уже выше Шымбулака, а ведь именно горная зона обеспечивает экологическое благополучие города. Разработчики нового генерального плана Алматы должны найти решение названных проблем. Нужно остановить рост города либо сделать как на Западе. Там современные мегаполисы разделены большими зелеными массивами, которые обеспечивают их чистым воздухом.

Понятно, что реально ограничить рост города невозможно. В мегаполисе самая дорогая земля в стране. За каждый клочок территории здесь идет борьба, поэтому застраивают всё вокруг. Алматы будет расти и дальше, ежегодно сюда приезжают на заработки более 50 тысяч человек. А сколько из них остаётся навсегда?

Дымовая завеса

Ещё одна проблема – необходимо перевести ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газ. Это собираются сделать еще с советских времен.

– ТЭЦ-2 обеспечивает порядка 50% тепла зоны централизованного теплоснабжения и электроэнергии Алматы, и прежде чем всерьез приниматься за модернизацию, необходимо решить, кто и как сможет заместить выпадающие на время реконструкции или строительства новой станции объемы тепла и электроэнергии, – рассказал начальник управления охраны окружающей среды АО «АлЭС» Рамиль Галиев. – Оставшиеся объекты алматинского энергокомплекса, скорее всего, этого сделать не смогут, поскольку работают на пике своих возможностей, поставляя вторую половину объема тепла и электроэнергии. 

В качестве второго аспекта он назвал инвестиции и капиталовложения в «экологическую реконструкцию». По экспертным оценкам, на модернизацию ТЭЦ-2 требуется от 99 до 560 млрд тенге в зависимости от выбора варианта. Вопрос, кто будет финансировать этот проект – госбюджет, город, АО «Самрук-Энерго» – открыт, АО «АлЭС» таких средств не имеет. Если привлечь средства на рынке или у банков, то возникает вопрос возвратности средств. Рыночный механизм – через тарифы. По расчетам, модернизация ТЭЦ-2 отразится и на тарифе для горожан, который вырастет более чем в два раза.

Теперь третий аспект – технологический. Мы все понимаем, что время модернизировать станцию давно пришло: в 2020 году ТЭЦ-2 исполняется 40 лет. Когда станция строилась, то в целях повышения уровня сейсмической безопасности она была углублена на 12 метров. Здесь впервые в стране введены в эксплуатацию котлоагрегаты высокого давления в сейсмическом исполнении. Для той поры это было уникальное новаторское решение. С одной стороны, это обеспечивает безопасность, но с другой – создает проблемы модернизации. Не вдаваясь в технические детали, поясню, что по всем нормам техники безопасности газовая станция на таком заглублении крайне взрывоопасна.

Стоп, машина!

И ещё одна очень больная во всех отношениях тема – увеличивающийся в разы, но при этом сильно стареющий автопарк города. Необходимо, опираясь на международный опыт, более ответственно подходить к продаже и обслуживанию личного автотранспорта. Например, при регистрации авто требовать документы, свидетельствующие о наличии парковочного места или гаража, а если таковых нет, увеличить налог на машину многократно. Одновременно с этой мерой нужно улучшить и ужесточить правила парковки в городе, а в частности, во дворах многоэтажных жилых домов. Ввести плату за ночлег частных автомобилей во дворах. Запретить разогрев автомобилей в зимнее время года. Современные автомобили не нуждаются в предварительном обогреве, все делает электроника.

В Алматы очень много иногородних машин. Нужно обязать водителей покупать экологическую лицензию на въезд в город с разным сроком – на неделю, на день, на месяц, а в случае нарушения автоматически выписывать штраф.

Особого внимания требует качество автопарка. 43% авто, загрязняющих город, старше двадцати лет. Но если остановить этот подчас реальный хлам и потребовать у водителя документы о прохождении техосмотра – скорее всего, он их предоставит. Станции техосмотра часто не несут ответственности за достоверность документов. А именно старьё на дорогах – одна из причин загрязнения воздуха.

И конечно же, общественный транспорт. Одной из главных угроз для экологии становится некачественное дизельное топливо, на котором работают автобусы и грузовики. Если есть возможность заменить дизельные двигатели газовыми – обновлять автобусный парк, покупать новые, более современные и экологичные машины.

Очистить город – прочистить мозги

По примеру европейских стран также необходимо стимулирование экологической сознательности жителей города. Ввести дополнительные уроки в школах, продвигать социальную рекламу, пропагандировать экологически чистые виды топлива. Горожан следует информировать о состоянии воздуха и о том, что они лично могут сделать, чтобы его улучшить.

Казалось бы, возможности решения проблемы есть. Но практически невозможно ничего сделать: город просто встанет при любой попытке что-либо запретить или кардинально изменить. Менять ситуацию необходимо, хотя прогнозы её развития пока неутешительны. А дышать хочется!

Подготовил Михаил Прибыловский

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество