Многие известные люди предпочитали не опаздывать на встречу с Салимой Естемесовой
Год назад в почтенном возрасте ушла из жизни заслуженный деятель искусств казахской ССР Салима Рахметовна Естемесова (1925- 2019). «Скромный человек с сильным характером» – так отзываются о ней друзья и коллеги.
Через годы, через расстояния
Музыка, театр привлекали её с детства. Салима Естемесова родилась в Маркакольском районе Восточно-Казахстанской области в многодетной семье учителя. Вместе с родителями в 30-е годы прошлого столетия перебралась вАлма-Ату. В 15 лет поступила в театральное училище. Испытав себя в эпизодических ролях в Кзыл-Ординском драматическом театре, стала мечтать о режиссуре. Представился счастливый случай, её заметили, предложили учиться в Москве.
В 1946 году Салиму Естемесову приняли в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) на режиссёрское отделение в мастерскую знаменитого советского режиссёра Юрия Завадского, которого она прозвала Графом. Вскоре стала любимицей педагога, сблизилась с его женой, балериной Галиной Улановой. Юрий Завадский сделал Салиме свободный доступ на спектакли в Большой театр. Она любила рассказывать, как знаменитая балерина угощала её конфетками, которые в послевоенные годы были роскошью.

Во время Великой Отечественной войны Юрий Завадский и ГалинаУланова работали в Казахстане: он – в Чимкенте, она – в Алма-Ате. За успехи в учёбе Салиме назначили максимальную, сталинскую стипендию. Большую её часть девушка отсылала домой на поддержку семьи. Обладая живым, общительным характером, она всегда привлекала внимание творческих людей. В Москве была дружна с дочерью видного советского функционера – Этери Орджоникидзе. Дружила и с Лейлой Ауэзовой, дочерью Мухтара Ауэзова. Неоднократно бывала в доме знаменитого писателя.
Салима Естемесова вспоминала, что Мухтар Омарханович живо интересовался её делами. Говорил, что пока мало девушек-казашек, имеющих такое блестящее образование, что она должна расти. Предлагал свою поддержку. Салима поблагодарила классика, но от протекции отказалась. Суровые тридцатые, затем военные годы, учёба в Москве сформировали ее характер, серьёзное отношение к жизни и профессии, трепетное – окружающим людям.
Из любви к искусству
Салима Естемесова работала режиссёром казахской редакции литературно-драматических программ на казахском телевидении, со времени его основания в 1958 году. Своим коллегам она запомнилась человеком мягким, неконфликтным, но в то же время требовательным режиссёром. В отличие от своих коллег за 40 лет работы на ТВ она не позволила себе кого-то унизить или оскорбить. Годы между ГИТИСом и телевидением прошли в успешной работе режиссёром постановщиком в театрах Кзыл-Орды, Алма-Аты. Караганды. В музее алматинского Театра драмы им. Ауэзова можно увидеть фото фрагмента спектакля А. Каххара «Шёлковое Сюзане», поставленного ею в 1953 году.
В тот период у нее родился сын, с мужем отношения сразу не сложились. Юрий Завадский, бывая в Алма-Ате, всегда встречался с Салимой. По словам внучки, он был одним из немногих посвящённых в семейные проблемы своей ученицы. Салима Естемесова говорила, что он был единственным человеком, которому рассказала о разводе с мужем. Завадский ответил пафосно, вполне в духе того времени, но искренне: «Салима, деточка, самое главное – любите свою профессию. Служите искусству!». Она восприняла этот совет вполне серьёзно, следовала ему всю жизнь и так же наставляла внучку: «Занимайся тем, что ты любишь, люби то, чем занимаешься».

Замуж Салима больше не выходила. Юрий Завадский и Галина Уланова оставались её главными друзьями. Она считала, что режиссерскому ремеслу её научил Завадский. Она восхищалась его личностью, манерами, походкой. Позднее, наставляя своих молодых коллег, открывала секреты своего учителя: «Если вы хотите быть хорошими режиссёрами, в первую очередь должны стать хорошими актёрами. Уметь донести, какие задачи вы перед ними ставите».
Кроме телепередач Салима Естемесова делала телеверсии театральных постановок, так называемые телеспектакли, отвечала за эфир в целом, ввела жанр творческих портретов знаковых деятелей культуры и другие новшества. Прообразом современных ток-шоу были циклы передач с деятелями культуры на определённые темы. На телевидение во времена Салимы Естемесовой были переиграны все заметные спектакли театра им. Ауэзова.
Популяризируя искусство Казахстана, она выводила в телевизионный эфир знаменитых артистов, художников, литераторов: Капана Бадырова, Шолпан Жандарбекову, Сабиру Майканову, Бикен Римову, Идриса Ногайбаева, Абылхана Кастеева, Сабыра Мамбеева, Канафию Тельжанова, Фаризу Унгарсынову.
Муза казахского телевидения
– Я работала у неё ассистентом и помощником режиссёра в редакции литературной драмы с 1964 по 1972 год, – вспоминает Нуржамал Ахметова. – Знала её с 13 лет. Салима-апай работала только на казахском языке. Она жёстко подходила к работе, была очень требовательным человеком, сейчас таких встретишь редко. Очень рада, что попала именно к ней. Салима-апай научила меня быть ответственной. Первые годы у нас работала одна студия в 80 квадратных метров, перегороженная ширмами. За занавеской шли съемки другой передачи. Артисты ползали под камерами, чтобы дойти до своих мест, нередко с грохотом лопались светильники. Студийные передачи шли в прямом эфире. Никогда не забуду первый увиденный телеспектакль «Айман Шолпан» в исполнении звёзд театра Ауэзова – Жандарбековой, Шариповой, Кармысова. Ученица вспоминает, что известные люди относились к Салиме Естемесовой с трепетом, даже побаивались. Старались на встречи к ней не опаздывать, знали, что она этого не любила. Все актёры охотно шли на ТВ, это было престижно. Некоторые даже обижались, что их мало приглашают.

– Салима Рахметовна всегда нам говорила: «На телевидении вы должны выкладываться не меньше, чем в театре», – продолжала Нуржамал Ахметова. – На вас смотрят миллионы! Камера подчеркнёт любую вашу фальшь. Печально, если на вас будут смотреть как на людей, пришедших сюда только за тем, чтобы получить гонорар. Если в кино вы сфальшивили, то можно вырезать. Здесь не вырежут. Работайте так, чтобы на вас смотрели как на настоящих корифеев искусств».
Неприятные минуты пережил Мухамеджан Каратаев при первой встрече на студии с Салимой Естемесовой. Во время записи передачи маститый литературный критик стал читать заготовленный текст по бумаге, чем вызвал возмущение режиссёра. Каратаеву пришлось повторить свой спич, глядя в камеру. Впоследствии он говорил, что «не представляет телевидение без Салимы».
И классика, и юмор
– В 70-х годах прошлого века возник юмористический телевизионный театр «Кымызхана», – вспоминает народная артистка КазССР Нукетай Мышбаева. – Его выпуски ставили разные режиссеры. Среди них была и Салима-апай, человек образованный, очень доброжелательный, скромный, с её уст никогда не сходила улыбка. Из нашего театра им. Ауэзова отобрали талантливых актёров, умеющих играть в комедиях и петь. Шонгебаем был Сабит Оразбаев, Жазгамкулом – Жумабай Медетбаев, Окирешем – Рахметбай Толеубаев. Я исполняла роль Тенгетай. Участвовали и другие актёры. «Кымызхана» имела и воспитательное значение. Я пела: «Не нужна водка, / не нужно вино, / вкусный кумыс / цени всего дороже». Эту песню Салима-апай ставила в двух-трех местах в одной постановке. Следуя природным качествам самого актёра, она раскрывала образ каждого персонажа. «Кымызхана» долго была любимой передачей зрителей. О ней помнят до сих пор.
Один из первых дикторов казахстанского телевидения Лязиза Аймашева рассказывала в 1993 году:
– Я с благодарностью вспоминаю тех людей, которые помогали мне делать первые шаги в дикторской работе. До сих пор помню уроки своих учителей – Салимы Естемесовой, Сапаргали Шарипова. Умение работать на камеру не приходит сразу, всё это наживается годами благодаря труду и терпению.
На протяжении всей жизни Салиме Рахметовне было свойственно обострённое чувство справедливости. С легкостью расставалась с последним, что у неё есть. Во время войны отдала свою единственную шерстяную кофту девушке, попавшей в Алма-Ату из Ленинграда. Получив просторную квартиру от государства за творческие заслуги, поменяла её на худшую в пользу малознакомой многодетной семьи.
В последние годы жизни Салима Рахметовна вместе с внучкой впервые смогла увидеть страны Европы и США. Побывала в популярных театрах, посетила знаменитый парижский «Шатле». Несмотря на возраст, поездки её вдохновляли. Она всегда хотела путешествовать, но не было возможности – работа, закрытая страна. В последнюю зарубежную поездку она отправилась возрасте 90 лет. Посещала и алматинские театры: ГАТОБ, театр им. Ауэзова, немецкий театр, о котором хорошо отзывалась. В современных театральных постановках, по её мнению, не всегда ощутим глубокий посыл, слишком большой акцент делается на чувственность, эмоциональность – в ущерб глубокому содержанию.
Вадим Кравцов
Фото из семейного архива С. Естемесовой
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть