Как в Алматы развивают транзитный потенциал страны
По данным международной организации гражданской авиации (ИКАО), в стоимостном выражении на долю воздушного транспорта в настоящее время приходится около 35% перевозок товаров всей мировой торговли, и эта доля растёт. Согласно обновленному долгосрочному прогнозу международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в ближайшей перспективе основным трендом развития отрасли станет перераспределение авиапотока на восток, а главным драйвером – азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Локомотивом процесса выступит китай, который, как уверены в IATA, в середине 2020-х годов подвинет США с позиции крупнейшего игрока на рынке авиационных перевозок.
С изменением ландшафта мировой логистики появляются новые торговые пути. С годами растет транзитная привлекательность приграничных с Китаем государств. Постепенно на первые роли выходят страны Центральной Азии, имеющие колоссальный транспортный потенциал. В борьбу за место под солнцем вступили три ключевых игрока нашего региона – Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.
География нам в помощь
Невероятную активность в этом вопросе проявляют наши соседи. На высшем уровне обсуждается строительства железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая позволит этим странам стать одним из ключевых игроков на транзитном рынке Центральной Азии.
Единственная проблема заключалась в финансировании. На масштабное строительство требуется не менее 1,3 млрд долларов. В Бишкеке и Ташкенте надеялись, что необходимую сумму выделят в Пекине, но китайцы пока не спешат расставаться с огромными деньгами. Недавно в транзитной игре появился еще один крупный игрок: совсем недавно Россия выделила 200 миллионов рублей на разработку технико-экономического обоснования проекта строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
– Тем не менее если говорить о транзитном потенциале, то Казахстан имеет более выгодное географическое положение, чем наши соседи, – считает президент АО «Международный аэропорт Алматы» Болат Ержанов. – Естественные природные преграды в виде гор затрудняют передвижение грузов сухопутным путем по направлению из Китая в Кыргызстан и Узбекистан. У нас таких барьеров нет. И Казахстану необходимо воспользоваться своим преимуществом. У нашей страны есть уникальная возможность стать сухопутными вратами для всей Юго-Восточной Азии.
Когда кризис – стимул
Казахстан в транзитной игре разыгрывает собственный козырь. От одного из крупнейших в мире морских портов Ляньюньган провинции Цзянсу до Алматы – чуть более 3,7 тысячи км. Транзитный груз по железной дороге следует до Хоргоса, где перегружается на контейнеровозы. Затем его доставляют в экспортный терминал международного аэропорта крупнейшего мегаполиса Казахстана. Из Алматы груз по воздуху отправляют в Стамбул, оттуда – по всему миру.
– Нашим транспортным хабом заинтересовались в Turkish Cargo, – объяснил Болат Ержанов. – В Алматы для переговоров прилетал вице-президент турецкой компании в Гонконге г-н Хюсейн Джейхан. Мы вместе посетили Хоргос. Перед вылетом в КНР гость из-за рубежа подчеркнул, что у казахстанского маршрута большое будущее.
На международном рынке транспортных перевозок поначалу не восприняли всерьез казахстанскую инициативу. Ведь транзитные маршруты давно уже отработаны и функционируют без сбоев. Нам на руку сыграл американо-китайский политический кризис. В мае Министерство торговли США якобы из-за угрозы национальной безопасности страны внесло крупнейшую телекоммуникационную компанию Huawei (КНР) в чёрный список.
– У бизнесменов начались проблемы: IT-продукцию из КНР перестали покупать в Северной Америке и Европе, – рассказывал советник президента АО «Международный аэропорт Алматы» Тимур Оспанов. – Представители ряда китайских компаний вышли на наших турецких партнеров и попросили их проработать новый маршрут для доставки продукции в другие регионы, в частности в Африку. Тогда им предложили казахстанский вариант: из Китая груз поставляется в Алматы, оттуда – в Стамбул, далее идет «разлетка» по всему миру. И уже 19 июля нынешнего года по маршруту прошла первая тестовая партия недорого груза, которую мы могли себе позволить потерять в случае возникших непредвиденных ситуаций. Все прошло как по нотам. А уже 24 октября мы вышли на рекордные показатели: груз из Ляньюньган через Алматы в Стамбул доставили за шесть дней! До нас такого еще никто не делал. На сегодняшний день отгружено порядка 30 партий различных грузов в Европу, Турцию и США.
Деньги счет любят
Успехи транзитного грузового хаба южной столицы не остались незамеченными на международном рынке. У Международного аэропорта Алматы появились новые партнеры из числа крупнейших транспортных компаний мира. Они планируют переориентировать часть своего морского грузового потока из Юго-Восточной Азии в Казахстан, ранее доходившего до адресата через ОАЭ за 28-30 дней. На новые вызовы тут же отреагировали на Ближнем Востоке.
В Дубае находится крупнейший в мире рукотворный порт Джабаль-Али. Масштаб гигантского сооружения таков, что его видно даже из космоса. В ОАЭ, чтобы не допустить развития нового конкурентного маршрута, пошли на беспрецедентные меры и… снизили цены на свои услуги.
– Несмотря на возможность «транзитных войн», транспортный маршрут через Казахстан набирает популярность, – подчеркнул Тимур Оспанов. – К примеру, на днях мы занимались доставкой партии грузов из КНР в Македонию. С юга Китая до Алматы груз дошел за пять дней. Еще через сутки он уже был в Стамбуле. От туда его воздухом доставили до Франкфурта. Затем на автомобильных фурах – до Скопье. Заказчик остался довольным: товар дошел до адресата за семь дней с минимально низкой стоимостью доставки. Если бы он отправил товар автомобильным транспортом, то груз ему пришлось бы ждать как минимум две недели. Плюс сроки могли вырасти из-за большого количества пересечения государственных границ. Транспортировка морем заняла бы в среднем 42-45 дней. Конечно, быстрее всего было бы доставить груз по воздуху, но тогда экспедиционные издержки автоматически возросли бы в разы.
Не грузом единым
Сотрудничество с транспортным хабом в Алматы успешно налаживает международная транспортная компания Globalink совместно с флагманским авиаперевозчиком Германии Lufthansa. Казахстанским маршрутом заинтересовались международные компании Kuehne+Nagel (ФРГ), Gebruder Weiss (ФРГ) и национальная авиакомпания Катара Qatar Airways.
– Возможности нашего грузового терминала составляют 95 тысяч тонн грузопотока в год, – уточнил президент АО «Международный аэропорт Алматы» Болат Ержанов. – В 2018 году он составил 58,5 тысячи тонн, в нынешнем – уже 68,5 тысячи тонн. Когда достигнем верхней планки наших возможностей, возникнет необходимости строительства нового грузового терминала.
Кстати, от увеличения грузопотока выиграют и рядовые пассажиры. Дело в том, что в нашу страну по-прежнему доставляются большие объемы грузов. Обратно борта зачастую летят с пустыми трюмами. Задача казахстанских логистов – по максимуму обеспечить авиаперевозчиков так называемым обратным загрузом.
– Тут работают законы простой арифметики, – подвел итог советник президента АО «Международный аэропорт Алматы» Тимур Оспанов. – Как известно, у лоукостеров по всему миру есть железное правило: если занято 85% пассажирских кресел, то они летают в ноль. То есть прибыль приносят оставшиеся 15%, дополнительные услуги и грузовые перевозки. Например, государственная бюджетная авиакомпания из ОАЭ Flydubai входит в число крупнейших грузоперевозчиков в мире, которые в своих трюмах перевозят грузы. Из Казахстана Flydubai вывозит мёд и мясо в Бахрейн и ОАЭ. При условии что трюмы их самолетов всегда будут загружены под завязку, арабский авиаперевозчик сможет сделать цены на авиабилеты более привлекательными.
В тему
В нынешнем году пассажиропоток Международного аэропорта Алматы значительно вырос. Например, в 2018 году всего было обслужено 5,6 млн человек. На 12 декабря нынешнего в крупнейшей авиационной гавани страны торжественно встретили шестимиллионного пассажира! Юбилейным клиентом стала Мак Досмагамбетова. Ей подарили телевизор и сертификат на перелет по любому направлению внутри Казахстана. По предвари- тельным прогнозам, до конца 2019 года число пассажиров, воспользовавшихся услугами аэропорта Алматы, увеличится еще на 200 тысяч.
Иван Резванцев