Что, собственно, и происходит в Алматы. Уже чувствуется, что новое руководство города повысило внимание к развитию общественного транспорта. Возобновилась дискуссия о том, стоит ли восстановить ж/д маршрут в Капчагай. В связи с этим мы решили напомнить историю с недавним запуском пригородных электричек.
Алматы находится на Турксибе, железнодорожной магистрали, которая отходит от города в северном и западном направлении. Кроме того, в 2012 году была построена ветка Жетыген – Хоргос, которая идёт в восточном направлении. Казалось бы, по трём основным направлениям существует возможность запуска пригородных поездов. Однако всё не так просто. Железная дорога, идущая на запад, проходит вдалеке от Каскелена и большинства других населённых пунктов к западу от Алматы. То же самое и с дорогой, идущей в Хоргос – она проходит в 40 километрах от Талгара, Иссыка и близко подходит лишь к Чилику. И только дорога в северном направлении идёт через Капчагай и имеет сообщение с Талдыкорганом. В этих условиях наиболее перспективным выглядит северное направление, по которому ещё в советское время запускались небольшие пригородные поезда.
Попытки наладить пригородное железнодорожное сообщение предпринимались и в недавнем прошлом. В 2017 году в Алматы с помпой было открыто два маршрута: Алматы-1 – Капчагай (в северном направлении) и Алматы-2 – Казыбек-Бек (в западном направлении). Их образно назвали электричками, хотя управлялись они тепловозами. Удивительной оказалась цена на билеты – всего 80 тенге, хотя проезд на автобусе в Капчагай стоит 500 тенге. Акимат Алматы взял на себя субсидирование этих маршрутов и назначил эту «социальную» цену. Одна из целей такого решения – желание снизить автомобильную нагрузку на Алматы, куда ежедневно въезжают сотни тысяч автомобилей из пригородов.
Поезда ходили дважды в день и быстро стали популярными, особенно на фоне деградации автобусного сообщения. Это был, пожалуй, самый комфортный вид пригородного транспорта. Мягкие сиденья, просторные вагоны, возможность разместить багаж и даже велосипед, розетки под каждым сиденьем, вежливые вагоновожатые, которые обилечивали пассажиров прямо во время движения, символическая стоимость билетов – такого жители Алматинской области никогда не видели. Людей не пугали тёмные станции без высоких платформ, возможность для капчагайцев доехать лишь до вокзала Алматы-1 и неудобное расписание – первый поезд из Капчагая отходил в 05.24.
Но счастье продлилось недолго. Электричка в Капчагай функционировала лишь полгода – с августа 2017 по февраль 2018-го. Затем акимат Алматы прекратил её субсидирование. Остался лишь пригородный поезд в Казыбек-Бек, который не проходит через крупные населённые пункты.
Мы обратились в транспортную компанию, которая обслуживает эти направления, и выяснили, что у неё есть достаточное количество подвижного состава, чтобы возобновить рейсы в Капчагай и даже открыть новые. Всё дело в субсидиях.
Мы обсудили этот вопрос с транспортными экспертами, и они убеждены, что в Алматы нужно не сворачивать, а активно развивать пригородный железнодорожный транспорт. Подобно тому, как это происходит во многих крупных городах мира, электрички должны доезжать до центра города, то есть до вокзала Алматы-2. Необходимо строить железнодорожные ветки в Каскелен, Талгар и Иссык и запускать электрички в этих направлениях. Нужно делать удобное расписание, строить высокие платформы, интегрировать электрички в городскую транспортную сеть. А направление Алматы – Капчагай необходимо восстановить в первую очередь, ведь дорогу в этом направлении строить не нужно. Она существует и может обслуживать не только Капчагай, но и пляжи северного берега водохранилища и Талдыкорган. Лишь в этом случае Алматы сможет избежать транспортного коллапса и вздохнуть свободно, в том числе и на пляжах Капчагая.
Кстати
Метро, трамвай и электричка
В западных городах Германии, таких как Бонн, Кёльн, Ганновер, Штутгарт, используется штадтбан (S-Bahn) – объединённая система городских и пригородных поездов, которые проходят через весь город (иногда над и под землёй). Фактически эти поезда объединяют функции трамваев, метро и пригородных электричек. Билеты различаются по дальности поездки и времени действия. Но, как и в большинстве немецких городов, они действительны во всех видах общественного транспорта. Если во время контроля у вас не оказалось проездного билета, то вы должны заплатить штраф в размере 60 евро. При этом контролёры вносят ваши паспортные данные в базу данных. Заплатить штраф можно на месте наличными либо рассчитаться пластиковой картой. Также возможен вариант, когда вам выпишут штраф, который нужно оплатить в течение 14 дней. Для тех, кто просто забыл билет дома, но может доказать, что к моменту проезда оплаченный и действительный проездной абонемент имелся, штраф равняется 7 евро.
Для более чем миллионной городской агломерации Ганновера строительство системы S-Bahn стало важным событием и позволило не только существенно улучшить обслуживание пассажиров городского транспорта, но и избежать проблемы сильных пробок в часы пик на основных автомагистралях. Метротрам Ганновера сочетает в себе черты классической подземки и скоростного трамвая. Движение начинается в 4.30 утра в любой день недели. В этот момент открывается метро. Последние трамваи заканчивают движение в 1.30 ночи. Интервал составляет не более 10 минут на всех основных линиях.
Мы попросили наших читателей высказать своё мнение о возобновлении пригородного маршрута Алматы – Капчагай.
Рустам Абдулин: Просто необходима электричка. Меньше машин в город будет ездить, а главное – людям удобно.
Алексей Щеглов: Нормальная электричка – это хотя бы раз в час.
Максат Жекишев: Это будет конкуренция платному автобану, подобного не допустят.
Валентина Киселёва: На Капчагай сейчас хоть автобан есть. А вот про другие ветки от города никто не думает. Люди часами в пробках стоят из Талгара, по Кульджинке, из Каскелена. Пора развивать маршруты и в остальные пригородные зоны.
Марат Туктубаев: Надо, чтобы электричка ходила хотя бы 4 раза в день.
Арман Ануаров: Электричка нужна, но с удобным графиком и до вокзала Алматы-2. Это было издевательством – отправка из Капчагая в 5.30 утра. Надо было вставать в 4.30 и пешком в темноте зимой идти до места посадки, и при этом можно было доехать только до Алматы 1.
Юлия Казакова: Надо, чтобы электричка ходила до Талдыкоргана. Виталий Смит: 500 тенге – будет вполне адекватная цена.
Людмила Кулик: Мне неудобно. Слишком долго по времени едет, много пересадок.
Зоя Решетова: Электричка удобнее, чем автобус. Но нужно сделать прямой транспорт на зоны отдыха.
Елена Гурина: Нам нужен в Капчагай скоростной поезд, и не два раза в день. И надо, чтобы автобусы со станции ходили к морю.
Айдар Әділет: За 80 тенге – нет! Так как это будет субсидироваться с наших бюджетных денег. Кто хочет ездить, пусть платит конкурентную рыночную стоимость.
Рахмет Искалиев: Нужно пустить с вокзала Алматы-2. Раньше добирались за 2-2,5 часа, это многовато. График нужно сделать из Капчагая в 6.00, обратно – в 18.00. Билеты можно чуть подороже сделать. Этот поезд актуален, так как зимой на автомобильной трассе гололёд, туман постоянно. Летом поток людей увеличивается.
Аман Смаилбеков: Сообщение Алматы – Капчагай очень плохое. Автобусы уже в 19.00 вечера не ходят. Да и таксистов после 21.00 уже нет. Электричка – это хорошо, но график был неудобный, да и ехать на Алматы-1 не всем удобно. С нашими возможностями уже бы давно наземное метро до Капчагая могли сделать. За 30 минут доезжали бы.
Арман Ануаров: Последний автобус с автовокзала «Сайран» отправляется в 17.00.
Юлия Кекух: Электричку нужно вернуть. Пусть даже она будет по 200 или 300 тенге.
Ирина Зарецкая: Летом отдыхающих много. Всё остальное время очень удобно для студентов. Просто непонятно, как рассчитывали оплату за проезд. Конечно, это нерентабельно было.
Гуля Газиева: Надо не только в этом направлении электрички пускать! Талгар, Иссык, Каскелен, Чемолган... Посмотрите, что творится на «Саяхате» вечером! Когда же начнут думать о народе?
Ляззат Нуркушева: Во все пригороды нужны электрички, а в Капчагай обязательно! Да и на Алаколь если бы была электричка, все были бы счастливы.
Ерлан: Считаю, что обязательно надо пускать электричку. И не просто Алматы – Капчагай, а Узынагаш – Капчагай, где Алматы будет транзитной станцией. Так намного выгоднее. Или даже можно из Отара пустить. Пассажиропоток будет в двух направлениях обновляться. И желательно скоростную электричку, как в Боровое ходит.
Шамиль Гизатулин: Конечно, электричка нужна. Желательно в летний период с Алматы-2 до станции Боктер на северном берегу водохранилища, первой станции после Капчагайского железнодорожного моста. А оттуда организовать маршрутки до всех зон отдыха. Это был бы оптимальный вариант для жителей и гостей города. Зимой маршрут можно сократить от Алматы-2 до Капчагая.
Олег БЕЛОВ