К 2030 году население Алматы достигнет 5 миллионов
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев представил на рассмотрение горожан проект развития Алматы-2050. Осуществление этого проекта позволит Алматы войти в число городов с достойным качеством жизни.
Как и многие растущие мегаполисы, Алматы сталкивается с проблемами неравномерного развития и разрыва в уровне жизни между центром и окраинами, миграционного давления и неконтролируемой урбанизации с перегрузкой инфраструктуры, социального неравенства, угроз общественной безопасности, загрязнения окружающей среды, нехватки ресурсов, замедления экономического роста, потери глобальной конкурентоспособности.
С учетом исторического места города на стыке культур и цивилизаций, стоящих перед ним вызовов, а также его сильных сторон и потенциала, определено видение Алматы в 2050 году.
Так, предполагается, что к тому времени город уже не будет делиться на благополучный «верх», промышленный «низ» и неразвитые окраины. Алматы будет развиваться полицентрично, чтобы в каждом районе имелась необходимая инфраструктура и весь набор ежедневно необходимых социальных услуг. Жить и трудиться будет комфортно в любой части города, и не придется ехать через весь мегаполис, чтобы попасть на работу, получить качественные медицинские услуги или отвезти детей в хорошую школу. Развитая и продуманная сеть общественного транспорта свяжет районы между собой, избавит от заторов на дорогах и позволит каждому чувствовать себя частью единого городского пространства.
При этом Алматы недалёкого будущего станет «умным» городом, применяющим лучшие smart-практики, умное прогнозирование, проактивное планирование и управление во всех сферах жизнедеятельности: в застройке и развитии городских пространств, охране окружающей среды, транспорте, безопасности, здравоохранении, образовании, государственных услугах. Для этого будет создана единая информационная система, в которой всевозможные датчики, камеры, сети, хранилища данных и другие умные устройства будут связаны между собой в «центральную нервную систему города» – Big Data Almaty.
Также Алматы должен стать инклюзивным, человекоцентричным городом с равными возможностями для всех.
Особое внимание в проекте развития Алматы-2050 уделено безопасности горожан. Все улицы, дворы, парки и другие общественные места будут ярко освещены в темное время суток. Дорожно-транспортная и инженерная инфраструктуры будут проектироваться таким образом, чтобы максимально снизить риски возможных ЧС.
Кроме того, Алматы станет городом-садом с большими просторными парками, широкими пешеходными улицами, уютными бульварами и аллеями. Рекам города будет возвращена их природная естественность. А любимыми видами транспорта алматинцев планируют сделать троллейбусы, скоростной трамвай, метро и велосипеды.
Также Алматы претендует на место культурной и интеллектуальной столицей Центральной Азии, с развитой инновационной средой и продвинутым стилем жизни. В городе будут проводиться мероприятия мирового масштаба в сфере культуры, искусства, науки и инноваций.
Джанибек Сулеев, журналист:
– План «Новый Алматы», представленный акимом Сагинтавеым, нет слов, амбициозен и в целом привлекателен. Сейчас центр Алматы, чисто географический – это, говорят, примерно район рынка «Тастак». И как видим, сам по себе центр смещается как бы по оси восток – запад (от золотого квадрата советского образца). А тут предлагается за счет развития всего, что, условно говоря, находится ниже Райымбека, сделать реальный центр по оси с юга на север. А почему бы и нет? Внутри такого переформатирования заложено и естественное сохранение центра Алматы. Того самого, уже почти уничтоженного, но пока еще сохраняющего определенные черты исторического центра. А это очень ценно с точки зрения преемственности, сохранения особого очарования прежнего, прошловекового центра. Не надо небоскребы теперь строить у подножия гор – это не экологично. Пусть новый центр и впрямь вознесется в северном направлении… Тамошние камышитовые и другие постройки низкой этажности уже отжили свой срок. Думаю, предложенный план насущен и логичен. И Сагинтаев молодец, что не просто уловил этот тренд, но и решил сделать первые шаги в этом направлении.
Александр Кириченко, музыкант:
– Как и любому неравнодушному алматинцу, мне не безразлична судьба нашего города. И то, что в дальнейшем предполагается активное участие самих жителей в решении задач развития Алматы, в распределении бюджетных средств и управлении городскими проектами, очень правильно. Пример с Кок-Жайлау яркое тому подтверждение. Пора переключить внимание на развитие нижней части города и окраин и перестать хаотично и бездумно менять облик центральной, исторической части. В ХХI веке уплотнение районов – процесс неизбежный, но при разработке таких проектов просто необходимо учитывать влияние нового здания на уже сложившуюся архитектурную среду. Желание акима восстановить репутацию Алматы как города-сада, зелёного, ухоженного, с просторными парками, широкими пешеходными улицами, уютными бульварами и аллеями, экокоридорами вдоль главных рек вызывает огромное уважение. Думаю, что пришло время вернуть нашим рекам их природную естественность и функцию променада. И главное – чтобы проект стратегии развития Алматы не остался благим пожеланием на бумаге.
Ринат Абдулхаликов, член правления Казахстанского конгресса татар и башкир:
– В новом документе, представленном акимом Алматы Бахытжаном Сагинтаевым, дано внятное видение развития нашего города в дальнесрочной перспективе. Город растет, расширяется за счет поглощения пригородов, и это нормально. Если есть задача развивать окраины и сохранить в первозданном виде исторический центр – я всецело это приветствую. История города имеет сакральную важность для будущих поколений, их духовного воспитания. Как-то давно в Риме я увидел памятник Муссолини. «Почему вы его не снесли?» – спросил удивленно я. «Мы не воюем с памятниками. Он – тоже наша история», – отвечали мне римляне. Так и нам необходимо рассказывать, кто такие были Колпаковский, Гурдэ и Баум для Алматы. Показательно, что коренные алматинцы до сих пор называют городские улицы по-старому.
Окраины необходимо развивать так, чтобы с возведением новых жилых массивов там же строились детские сады, школы, поликлиники, дороги и туда свободно ходил общественный транспорт.
Прямая речь
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев:
– Я говорю 5 млн – это Большой Алматы. Большой Алматы – это город Алматы и пригород, алматинская агломерация. Вокруг нас пять районов Алматинской области, где проживает 60% населения области. Они не ездят в Талдыкорган, это для них очень далеко, они все ездят к нам в город. Сейчас в Большом Алматы проживают 3 млн человек, к 2030 году будет 5 млн, поэтому нагрузка на инфраструктуру из-за роста населения является глобальным вызовом для всех развивающихся городов. Мы не исключение. Нам, как и другим мировым мегаполисам, угрожает также кризис урбанизации. 60% ежегодного прироста населения дает миграция, что ведет к перегрузке всей социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры города.
Мы считаем, что оптимальное население для нашего города 3-3,5 млн человек, это чисто Алматы без учета агломерации. Чтобы удержать его на этом уровне после 2030 года, нам уже сейчас необходимо развивать пригороды, необходимо создавать там рабочие места, социальную инфраструктуру, запустить туда массовый общественный транспорт, электрички запускать надо, LRT, BRT
Михаил Прибыловский