Примерное время чтения: 8 минут
401

Любовь, похожая на ЦОН

Теперь в мобильные банковские приложения можно войти по отпечатку пальца

В апреле этого года госкорпорации «Правительство для граждан» исполнилось три года. С ее созданием казахстанцы стали получать все государственные услуги в одном месте, и большую часть из них — в электронном виде. Кызылординская область не исключение. На вопросы о работе корпорации и новшествах оказании государственных услуг населению рассказал директор филиала Айдын Кайруллаев. 

— В чем основная цель деятельности корпорации и какие она предлагает нововведения в сфере предоставления госуслуг? 

— В эпоху четвертой промышленной революции цифровизация стала обыденным явлением и находит все более широкое применение во всех сферах жизни: в банковско-финансовом секторе, торговле, коммуникациях, транспортно-логистической отрасли, производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, медицине, образовании, сфере услуг. И одна из приоритетных задач «Правительства для граждан» — в рамках программы «Цифровой Казахстан» обучить население навыками умению пользоваться электронным порталом и получать госуслуги самостоятельно. 

В областном филиале госкорпорации функционируют 14 фронт-офисов и 19 бэк-офисов, в которых занято порядка 1000 сотрудников. Сегодня из имеющихся в реестре 742 государственных услуг через госкорпорацию можно получить 634, из них свыше 450 — в электронном виде. На сегодня Кызылординским филиалом госкорпорации оказано более 4 млн госуслуг, больше половины из них — через портал электронного правительства. Такие услуги, как получение электронно-цифровых подписей (ЭЦП), адресные справки, справка об отсутствии или наличии недвижимости, регистрация прав на недвижимость и другие, граждане получают самостоятельно через интернет, что говорит о повышении цифровой грамотности населения. 

— Применительно к госуслугам часто мы слышим фразу: по принципу одного заявления. Чем он отличается от принципа одного окна, по которому работали ЦОНы? 

— Принцип одного окна, который предусматривал получение всех необходимых госуслуг в одном месте, показал свою действенность. Но сейчас назрела необходимость в еще более упрощенном варианте предоставления услуг, то есть сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующие процедуры. Одно из важных направлений — переход на проактивные услуги без участия услугополучателя, предоставление нескольких услуг по одному заявлению. Так, достаточно прийти в ЦОН и по одному заявлению получить услуги по назначению пенсионных выплат по возрасту, государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат из ЕНПФ. 

— Сейчас родители могут получить даже свидетельство о рождении ребенка при помощи одного SMS-сообщения. 

— Это пилотный проект по композитному оказанию услуг при рождении ребенка в перинатальных центрах. Сразу в роддоме женщины могут подать заявление на регистрацию рождения ребенка, документы на начисление единовременного пособия по рождению, выплат по уходу за ребенком до года, а также поставить новорожденного на очередь в детский сад. Проактивная услуга полностью оказывается в электронном формате. Родителям после рождения ребенка поступает SMS-уведомление с предложением указать фамилию, имя, отчество малыша для получения свидетельства о рождении, номера счета для оформления пособий и адресные данные для постановки на очередь в детский сад. Заявителю останется только забрать свидетельство о рождении или заказать его доставку на дом.

— Сейчас под контроль корпорации «Правительство для граждан» переданы функции по ведению земельного кадастра. Что даст гражданам введение инфосистемы «Единый государственный кадастр недвижимости»? 

— Информационная система «ЕГКН» обеспечит целостность базы данных — полноту и достоверность, их оперативное обновление, исключение коррупционных рисков, условия для создания открытой карты для граждан и предпринимателей. Посредством использования технологии блокчейн-система позволит вести учет объектов недвижимости в целях налогообложения, повысит достоверность и доверие к данным учета. Ведется большая работа по обследованию территорий земель. Например, в прошлом году были проведены почвенные обследования на площади 700 тыс. га и составлены электронные почвенные карты, которые можно увидеть на сайте: www.aisgzk.kz. Реализовать информационную систему «Единый государственный кадастр недвижимости» планируется к 2021 году. 

Фото: из газетных материалов

— Какие еще услуги доступны автовладельцам, кроме выдачи водительских прав и регистрации авто? 

— Большая нагрузка приходится на долю спецЦОНов. Ведется работа по упрощению выдачи услуг, сократились сроки предоставления услуг по регистрации транспортных средств до 90 минут, упразднили сверку агрегатов для ранее зарегистрированных в РК автомобилей, вывели на дублирующие мониторы номера обычного спроса для того чтобы граждане сами могли выбрать приглянувшийся им номер. Перерегистрировать авто и заменить водительское удостоверение сегодня можно также на портале электронного правительства egov.kz. Причем сделать это даже быстрее, чем в ЦОНе. Обработка запроса на портале при замене водительского удостоверения длится не более часа, регистрация авто чуть дольше, так как в этой операции участвуют два человека — продавец и покупатель. 

Кроме того, не нужно ехать за готовыми правами в спецЦОН, их доставку можно заказать на дом, как и технический паспорт и госномера на авто. Доставку будут производить курьеры АО «Казпочта». В 2018 году через портал egov.kz по нашей области зарегистрировано около 200 единиц автотранспорта и заменено более двух тысяч водительских удостоверений. Необходимо также отметить о предстоящей ликвидации регистрационно-экзаменационных подразделений МВД с передачей их функций в госкорпорацию. В рамках этих изменений заявки направляются в МВД через информационные системы, практически все данные будут получены также из ИС, а документы сканироваться и прикрепляться к заявлению. 

— Расскажите о новом проекте — миграционном ЦОНе. Чем вызвана необходимость его создания? 

— Миграционные ЦОНы — это центры обслуживания иностранных граждан, которые приехали в нашу область из других государств для работы. Специализация миграционного ЦОНа — выдача и продление разрешения на работу трудовым мигрантам. Всего за два часа иностранные граждане могут получить государственные услуги по принципу одного окна.

Нерезидентам Казахстана предоставляется целый спектр услуг: медицинский осмотр, дактилоскопия, оформление страхового полиса, присвоение ИИН и разрешение на работу Здесь же работают специалисты всех необходимых служб: медицинские работники, криминалист, кассы для оплаты госпошлин, агент по страхованию, что удобно как для самих мигрантов, так и для работодателей. Это позволяет минимизировать коррупционные риски при получении миграционных госуслуг и сделать процесс максимально прозрачным.

— Сейчас повсеместно наблюдается активный переход на цифровой формат. Какие новые технологии используются в сфере оказания госуслуг?

— Сегодня любой желающий может получить электронные услуги у себя дома либо в секторах Connection Point центров обслуживания населения. Чтобы ими воспользоваться, нужно иметь электронную цифровую подпись или зарегистрироваться в базе мобильных граждан, благодаря которой граждане могут получить услуги через портал электронного правительства. В 2018 году по области выдано более 300 тысяч ЭЦП. 

Как уже сказал выше, большая часть оказываемых услуг — электронные справки. Некоторые из них можно получить, не имея ЭЦП на портале электронного правительства. Для этого есть сервис по получению е-справок по одноразовому паролю, запущены телеграммбот, мобильное приложение mGov. Для того чтобы зарегистрироваться в базе мобильных граждан, необходимо зайти в «личный кабинет», в графе «телефон» указать номер мобильного телефона. Также можно привязать номер телефона к ИИН, обратившись во фронтофисы НАО «ГК «Правительство для граждан». Только за прошлый год в базе мобильных граждан зарегистрировались более 230 тыс. жителей нашей области. 

Также внедрена система предоставления услуг на основе биометрических данных. Сдавать свои биометрические данные и авторизоваться на портале электронного правительства и через мобильные приложения можно добровольно. Биометрия запускается пока по двум параметрам — изображение и отпечатки пальцев. Человеку не нужно носить с собой удостоверение личности или ЭЦП, а также никто не сможет использовать ваши документы для получения услуг. Биометрическую идентификацию успешно использует финансовый сектор Казахстана при предоставлении услуг, в некоторые мобильные банковские приложения можно войти по отпечатку пальца. Пилотный проект успешно функционирует в городах Нур-Султан и Алматы, ведутся работы по подключению этого сервиса в Кызылорде. 

Кайрат Кетебаев

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых