Примерное время чтения: 10 минут
534

Ермек Турсунов - о судьбе «Казахфильма» и участии в Нацсовете

Ермек Турсунов: «Я бы хотел, чтобы наше государство было не только слышащим, но и видящим, и действующим»

Достаточно взглянуть на афиши казахстанских кинозалов, где доминирует американская продукция, и на то, что возникло на месте снесенных кинотеатров «Алатау» и «Байконур» в Алматы, чтобы понять, насколько незащищенной является сфера национального кино. В прошлом году, казалось бы, начались долгожданные реформы – был принят закон о кино, создан государственный центр поддержки национального кино и авторитетный экспертный совет. 

В их деятельности казахстанцам обещали руководствоваться принципами прозрачности и конструктивности. Однако путь реформ оказался тернистым и малопредсказуемым. Об этом говорит намерение нескольких знаковых персон нашего кинематографа выйти из состава экспертного совета. Среди них Ермек Турсунов, известный режиссёр, писатель, общественный деятель, председатель Союза кинематографистов РК.

– Ермек Каримжанович, чем вызвано намерение сразу нескольких известных, авторитетных кинодеятелей выйти из состава экспертного совета? Можно ли это рассматривать как коллективный демарш?

– Это следствие того, что не всё спокойно в нашем кинодоме. Тревожные сигналы звучали и раньше. Постепенно противоречия нарастали и закончились выходом из состава экспертного совета нескольких его членов. В данной ситуации я могу говорить лишь за себя. Действия своих коллег я бы не хотел комментировать. Каждый решает сам. Что касается меня, то я не согласен с очень многими подходами к работе не только экспертного совета, но и самого центра поддержки национального кино. Проблема в том, что список кинопроектов, которые утверждает экспертный совет, не является окончательным. Последним, кто ставит точку в процессе утверждения проектов, является межведомственная комиссия (МВК). То есть наш голос является совещательным. Можно предположить, что мы служим «ширмой» из известных людей, за которой бюрократия принимает свои решения при распределении средств. И даже во время работы экспертного совета раздаются звонки с «рекомендациями», оказывается давление. Во всём мире подобные центры работают самостоятельно. Они не могут быть аффилированы с Министерством культуры. Напомню, что Государственный центр поддержки национального кино и экспертный совет были созданы в рамках нового закона о кино. Кинематографисты долго ждали этот закон, но он оказался сырым. В последнее время я встречался со многими видными деятели нашего кино: в частности, с актерами, режиссерами, продюсерами, а также со многими мастерами кинопроизводства, которые обычно остаются за кадром. Все они выражают недовольство этим документом. Его принимали впопыхах и достаточно кулуарно. Отсюда и столько нареканий по работе Государственного центра поддержки кино. На мой взгляд, необходимо создать рабочую группу, которая бы разработала предложения по усовершенствованию закона. В этой группе должны участвовать представители Союза кинематографистов, Академии кино, а также других профессиональных объединений. Необходимо сделать эту сферу прозрачной, с учётом всех тенденций мирового кино.

– Почему вы выступили противником создания новой киностудии «Астана-фильм»? Может быть, конкуренция с «Казахфильмом» пошла бы на пользу развитию нашего кинематографа?

– Летом прошлого года состоялась моя встреча с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Я информировал президента о состоянии дел в нашей отрасли и благодарен главе государства за то, что он проникся проблемами кинематографистов и содействовал осуществлению некоторых наших инициатив. Он, в частности, наложил вето на проект приватизации киностудии «Казахфильм». Касым-Жомарт Кемелевич также выслушал моё мнение по поводу создания новой студии «Астана-фильм» в столице. Я категорически против. Идея создания государственной киностудии в Астане, на мой взгляд, носила конъюнктурный характер. Я считаю, что это могло бы стать «вторым ЛРТ». То есть деньги опять просто зарыли бы в землю. Или, в нашем случае, просто пустили бы на ветер.

Представьте: семь месяцев нужно отапливать огромные павильоны. Основные творческие и технические силы находятся в Алматы. Многие ведущие мастера не захотят переезжать на необустроенное место, чтобы поднимать киностудию с нуля. В то время как в Алматы есть наш родной «Казахфильм», который существует с 1934 года – со своей богатой историей, традициями, хорошей технической базой. Однако в последние годы землю киностудии постоянно кто-то пытается «прихватизировать», а саму киностудию переселить в район Талгара.

Я объездил весь мир, участвуя в кинофестивалях, – от австралийского Брисбена до американского Лос-Анджелеса – везде слышали о киностудии «Казахфильм». Это национальный бренд!.. При этом стоит вспомнить печальную судьбу студии им. Горького, Одесскую, Ялтинскую, Рижскую, Свердловскую киностудии, «Грузия-фильм». Наши соседи их потеряли. В России вовремя спохватились и спасли «Мосфильм» и «Ленфильм». Посмотрите, сколько усилий вкладывает Узбекистан в развитие своего кино.

Не думаю, что в судьбе «Казахфильма» мой голос был решающим, но наш президент проникся этой проблемой и дал соответствующие поручения правительству заняться вплотную проблемами отечественного кино. 

Фото: из газетных материалов

– Однако, судя по нынешней ситуации, многие установки президента на исполнительском уровне были девальвированы. Здесь и попытки снять нынешнего главу «Казахфильма», которого назначили всего пять месяцев назад, и ваше с коллегами решение выйти из состава экспертного совета…

– Это всё звенья одной цепи. Естьнекаякритическаямассанегатива, когда уже принципиально отличаются подходы у тех людей, кто ответственен за культуру в стране, и позиции значительной части кинематографической общественности. Достаточно взглянуть на то, что творится с Домом кино. Мы уже полтора года за него судимся, хотим вернуть его «киношникам». Когда-то этот «храм кино» был тихо продан, потом сдавался в аренду. Там устраивали ночные клубы, казино и другие развлекательные заведения. Теперь мы не можем зайти в свой собственный дом. Даже собрания Союза кинематографистов мы проводим в «Казахконцерте» или филармонии. 

Направления работы творческих союзов входят в противоречие с исполнительной властью. Инициативы верховной власти разбиваются о бюрократическую конъюнктуру и нежелание системно работать. Сколько замечательныхпрограммбылозаявлено с высоких трибун – «Рухани жангыру», «Семь граней степи»... Но они на стадии реализации «растекаются» по каким-то отчётам, формальным отпискам, «плановым мероприятиям». Что-то похожее происходит и в области кинематографа. Ситуация в этой важнейшей сфере культуры сейчас очень накалена.

– На протяжении всей вашей творческой и общественной деятельности вы никогда не были замечены в особой близости и даже излишней лояльности к власти. И казалось, почти демонстративно дистанцировались от нее. С тем большим удивлением многие восприняли ваше вхождение в состав Национального совета общественного доверия при Президенте РК. Что изменилось: ваши принципы или характер власти?

– Я очень долго дистанцировался от власти. Меня и раньше приглашали работать в государственные органы, предлагали различные формы сотрудничества. Но я всё это отметал, потому что не видел никакой перспективы. Но после прошлогодней встречи с президентом, которую отнюдь не я инициировал, моё мнение изменилось. Это был нормальный, живой, человеческий диалог. И в ходе разговора вполне обоснованно возник вопрос: если я говорю о назревших преобразованиях, почему не действую?

Я оцениваю свое участие в Национальном совете как доступ к трибуне, с которой мог бы озвучивать наиболее важные, принципиальные для страны вещи, о которых мало кто говорит вслух. Моя позиция при этом нисколько не поменялась. Просто сейчас мне дали микрофон на всю страну. И я бы искренне хотел, чтобы наше государство было не только слышащим, но и видящим, и действующим. Я понимаю тех, кто меня осудил за «поход во власть». Но я прошу меня понять. То, что я бескомпромиссно озвучиваю проблемы нашей культуры, нашей повседневной жизни с высокой трибуны – это уже действие. В Степи слово всегда ценилось очень высоко. Меня обрадовало, что уже на первом заседании Национального совета, когда оставалось несколько минут до окончания, мне дали слово. У меня появилась возможность рассказать о состоянии культуры, и это ещё раз меня убедило в том, что я поступил правильно, придя сюда. По крайней мере, меня услышали. Нужно учитывать, что работа этого совета не ограничивается заседаниями. Там звучат различные предложения. Потом есть возможность войти в рабочую группу по их обсуждению и реализации. Я понимаю, что Национальный совет создан в основном для решения политических задач – в его составе политики, экономисты, юристы. Но, на мой взгляд, он не в последнюю очередь должен заниматься и вопросами культуры. И я, как фактически единственный представитель творческой среды в этом консультативно-совещательном органе, буду доносить проблемы до верховной власти. И будучи этой властью услышанным, пытаться по мере сил способствовать их решению…

– Как раз хотелось спросить об одной из самых острых проблем, которая сегодня особенно волнует казахстанское общество. Какую роль могут (и должны!) сыграть кинематографисты в укреплении межнационального согласия?

– Когда-то у нас на «Казахфильме» существовал четкий тематический план. И среди обязательных тем был фильм о «дружбе народов». Постепенно эта тема стала заезженной и всё реже находит достойное воплощение. Проблема ещё и в том, что немало наших сограждан, публичных людей и даже представители политической элиты легко переводят любой конфликт в межнациональную плоскость. И этим мы принципиально отличаемся, например, от американцев. События в Кордайском районе я связываю с кризисом культурной политики в стране. В селе Масанчи сошлись не дунгане с казахами. Там одна темная сила схлестнулась с другой – в том числе из-за своего невежества, бескультурья, отсутствия взаимной терпимости, которая не воспитывается с раннего детства… А ведь именно государство обязано уделять развитию культуры повышенное, «точечное» внимание. И в этом процессе именно кинематограф играет особую роль.

Олег Белов 
Фото Николая Постникова и Бориса Юрьева

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых