Примерное время чтения: 9 минут
116

Долгая жизнь короткого метра

В Алматы стартовал VIІI Международный фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Бастау».

Популярный ныне кинофорум берет свое начало с 1982 года. Затем на некоторое время он пропал с киношных радаров. Второе рождение казахстанского фестиваля случилось в 2011 году. О предстоящем событии, истории возрождения и о том, чего нам ждать от нынешнего кинофорума, «АиФ» рассказал его бессменный президент Сергей Азимов.

Дело молодых

– Во время войны, когда в Алматы были эвакуированы киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», а также Всесоюзный государственный институт кинематографии, унас была создана Центральная объединенная киностудия, – отметил Сергей Жумабаевич. – Здесь работали многие вгиковцы. Из ВГИКа впоследствии вышло немало наших специалистов. Это тоже позволило создать в Казахстане мощную кадровую школу. «Бастау» учрежден секцией молодых кинематографистов при Союзе кинематографистов КазССР в 1982 году. Тогда без одобрения директивных органов о создании мероприятия подобного масштаба, а тем более с участием коллег из других республик, и речи быть не могло. Казахское кино находилось в непростой ситуации: наша республика как ни одна другая в СССР была зажата в жесткие тиски цензуры. Потому что нас всегда позиционировали как «лабораторию дружбы народов». Тем более такая идеологическая сфера, как кино, всегда находилась под пристальным вниманием контролирующих органов. Но мы нашли понимание и поддержку у Госкино КазССР, Гостелерадио республики, ЦК ЛКСМ и смогли дать фестивалю жизнь. Пусть и короткую в тех условиях...

Мы решили организовать фестиваль по простому принципу. Пригласили молодых кинематографистов из центров отечественной киноиндустрии – Москвы и Ленинграда, а также из Средней Азии и Грузии. В союзные времена грузины в силу исторических предпосылок всегда были более свободными, чем жители других республик. Они первыми нарушили монополию ВГИКа и Ленинградского института киноинженеров на обучение кинопроизводству. Колыбель будущих кинокадров тогда, в том числе, находилась и в Грузии.

Первый фестиваль мы провели на полном энтузиазме, практически без бюджета. Какие-то крохи на его проведение выделили по линии Гостелерадио, Госкино и комсомола. Спонсоров, как сейчас, тогда еще не было.

Фестиваль почему-то разрешили проводить раз в пять лет. Это решение тоже было из разряда закручивания гаек. Второй кинофорум должен был проходить в декабре 1986 года, но случились печальные события и его перенесли на февраль 1987-го. Помню, что отбор молодых кинематографистов на фестиваль как таковой не проводился, участвовали режиссеры разных возрастов. В то время по разнарядке киношники до 45 лет «ходили» в молодых.

Хочу отметить, что тот второй фестиваль стал во многом переломным для общественного сознания. Это был самый горячий, самый напряженный конкурс. Страсти бурлили настолько сильно, что мероприятие в срочном порядке закрыли. 17 молодых коллег из Киргизии приехали поддержать не только наше кино, но и народ. Фестиваль стал водоразделом, гранью между повсеместной ложью, лившейся отовсюду, и реальной жизнью.

– По-моему, об этих фактах из истории фестиваля «Бастау» мало кому известно…

– Я вам более скажу. Накануне весь казахский народ Компартия обвинила в национализме. И на закрытии ребята из Киргизии, которые с трибуны должны были говорить хвалебные речи, вдруг открыто заявили о лживости идеологии Компартии, а ее генсека Горбачева назвали лгуном и лицемером. Следом вышел грузин и сказал, что если казахи – националисты, то все остальные – фашисты. Наши коллеги из Москвы и Ленинграда тоже нас тогда поддержали, так как понимали, что наступает другое время.

После этого наметился и в дальнейшем произошел подъем казахского кино. Огромный творческий потенциал, который раньше просто невозможно было реализовать, потому что над ним довлел повсеместный контроль, вдруг нашел выход – эту плотину цензуры прорвало. Однако сам фестиваль после этих драматических событий приказал долго жить…

Отступать некуда

– Как и почему созрела идея возродить фестиваль?

– Потому что процесс накопления творческих сил привел к закономерному итогу: их надо выплескивать, а для этого нужна площадка. «Бастау» и стал ею. В 2011 году я вышел с предложением к тогдашнему руководству Казахской национальной академии искусств им. Т.К. Жургенова в лице Арыстанбека Мухамедиулы и к ректору Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова Владимиру Малышеву, чтобы дать фестивалю вторую жизнь. Я тогда заведовал кафедрой в академии искусств и четко понимал, что молодых ребят можно обучать путем более активного вовлечения непосредственно в сам процесс кинопроизводства. Они не должны были вариться в стенах маленькой академии, не имеющей технической базы, которая до сих пор оставляет желать лучшего. То ли дело мощная учебная киностудия ВГИКа – вот где можно развернуться!

Одним словом, отступать нам было нельзя, нужно было действовать решительно. Задачу сразу поставили амбициозную: создать поле международного сотрудничества и культурного обмена между молодыми кинематографистами Евразии, ближнего и дальнего зарубежья. И в первую очередь фестиваль должен был нести образовательную функцию, готовить новые кадры из молодых кинематографистов, закладывать фундамент будущего киноиндустрии в целом.

Еще одна из главных функций фестиваля – это естественный отбор, способ выявить тех, кто может и кто не может снимать. Процесс перехода из учебного в реальное производственное кино очень непростой. У молодого человека может не хватить характера или способностей: здесь необходима и деловая хватка, нужно найти умелого продюсера, а если не найдет, то в результате останется за бортом профессии. К тому же режиссура – это смыслообразующая профессия, в которой необходимо знание жизни. И чтобы рассказать о своем ее понимании и видении, нужен жизненный опыт, а у молодых его, как правило, нет.

Поэтому по примеру ВГИКа мы создали двухгодичные курсы, на которых выпускники магистратуры обучаются режиссуре. И к слову, наши представители новой волны в кино – выпускники этих курсов. Это Ельзат Ескендир, Шарипа Уразбаева, Дархан Тулегенов, Бекзат Смадияр, Жанибек Муртазин. Они уже имеют необходимый жизненный опыт, и им есть что сказать в своих картинах.

– У каждого фестиваля своя судьба, некоторые из них не живут дольше нескольких лет. «Бастау» же, судя по всему, уготована долгая жизнь, ведь далеко не каждый фестиваль может дотянуть до такого солидного срока…

– Да, за девять лет мы проводим восьмой фестиваль, а это уже завидное постоянство. Только один раз не смогли организовать из-за отсутствия финансирования. В Казахстане кинофестиваль обычно существует два-три года, а затем сворачивается. Таких примеров предостаточно.

Фестиваль начинает свое уверенное существование, когда отметит пятилетие: тогда он доказывает свое право на жизнь. У нас уже восьмой по счету, это и преимущество, и его особенность. Правда, в этом году судьба нашего фестиваля чуть ли не висела на волоске, потому что поздно решился вопрос с финансированием. Мне студенты больше месяца проходу не давали с вопросом: «Будет ли фестиваль?». Хорошо, что мы добились встречи с новым акимом города. Бахытжан Сагинтаев сразу же поддержал и решил вопрос с финансированием, за что я ему очень благодарен. Не только я, но и все те, кому нужен этот фестиваль.

Мы нашли понимание и поддержку со стороны Министерства культуры, которое со следующего года тоже поддержит нас финансово. Благодарен и новому руководству «Казахфильма», оно тоже нас поддержало. Если у нас появятся большие финансовые возможности, то сможем решать более масштабные задачи. Тем более что у нас уже есть команда, которая способна создавать крутые фестивали.

Рекорды «Бастау»

– Чем в этом году порадует фестиваль, насколько широка его география?

– Фестиваль растет. Если раньше он был форумом только для студенческого кино, то теперь это Международный фестиваль студенческого, короткометражного и дебютного полнометражного кино. Будут работать три вида жюри: студенческого, полного игрового кино и «короткого метра». Кстати, они в этот раз очень сильные по составам.

Особенность нынешнего «Бастау» – широчайшая география участников. Только на конкурс короткометражных фильмов Bastau Shorts подано рекордное число заявок – 360 из 44 стран мира. Будут представлены три новые киношколы, впервые приехали кинематографисты из Непала.

– Можно ли говорить об интеграции «Бастау» в мировую киноиндустрию, и насколько высоко фестиваль сегодня котируется в мире кино?

– Как я уже сказал, теперь «Бастау» – это международный конкурс с полнометражным игровым кино, а это уже сам по себе достаточно высокий уровень. Об авторитете фестиваля говорит и то, что на его базе создана Международная ассоциация киношкол, в ней состоят более тридцати ведущих киношкол мира. Киношколы объединили свои усилия в целях развития своих возможностей, и это единение уже приносит плоды. В ассоциацию входят более тридцати киношкол: ВГИК, Высшие режиссерские курсы, Школа документального кино (Россия), Нью-Йоркская киноакадемия, Грузинский Государственный университет театра и кино им. Шота Руставели, Университет Мимар Синан (Турция), Киношкола EICAR (Франция), Берлинская, Пражская, Минская, Балтийская и Сингапурская киношколы, Пекинская киноакадемия и многие другие.

О достаточно высоком авторитете «Бастау» свидетельствуют и поступившие еще до начала приема заявок предложения от режиссеров и продюсеров, чьи фильмы участвовали на крупных фестивалях, например на Берлинале. Это полнометражный фильм режиссера из Германии Сары Сумма «Последний, кто их видел». И это, я считаю, тоже наш огромный успех.

Джамал Алим

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых