aif.ru counter
124

Автотрюкачество

Владельцам транспортных средств с иностранным номерами номерами дали срок

Стремление жить лучше – естественное желание любого человека. Большинство из нас хотят вкусно поесть, сладко поспать и… меньше платить. Видимо, этим чувством руководствовались почти 200 тысяч казахстанцев, решившие немного сэкономить и приобрести подешевле автомобили в других странах таможенного союза – Армении, Кыргызстане или России.

Поток автомобилей из Армении в декабре 2019-го хлынул в нашу страну, словно фонтан. В интернете даже появились обучающие видео: как дешевле купить машину в Ереване, как выглядит местный рынок, как оформить армянскую временную регистрацию (практически вид на жительство) и пригнать машину в Казахстан.

Ну а дома на таком авто с иностранными номерами можно нарушать ПДД, не бояться «сергеков», не платить налоги – в общем, обхитрить всех сразу!

Но эта «лафа» продолжалась недолго. Сразу после новогодних праздников МВД РК выступило с заявлением: автомобили с иностранным учетом в Казахстане становятся вне закона. Полицейские опираются на закон «О дорожном движении». В статье№65 черным по белому написано, что «все автомобили должны быть зарегистрированы в РК, за исключением участвующих в международном дорожном движении и ввозимых в Казахстан на срок не более одного года».

В итоге возникла главная тема января: как быть автомобилям с иностранными номерами в Казахстане?

«Иностранцы» – вне закона

Недавно выяснилось, что жители Армении и вовсе не имели права продавать машины за рубеж. По крайней мере те, что завезены после 10 октября 2014 года. Запрет на отчуждение транспорта из Армении прописан в Договоре о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Согласно этому документу, жителям Армении был установлен льготный таможенный период, когда можно было завозить автомобили в страну, но только для личного пользования, без права отчуждения, и владеть ими могли только жители этой страны. На большинстве машин, привезенных в Казахстан, красовалась табличка «свежепригнан», «без пробега по Армении». То есть завезены они были совсем недавно.

Более того, для частичного исполнения этого закона казахстанцы фактически получали фиктивный вид на жительство в Республике Армения и временную прописку, иначе невозможно в этой стране оформить техпаспорт. Власти Армении недавно признали, что о проблеме знают, а закрывали глаза «чтобы решить социальные вопросы». Проще говоря, чтобы заработать.

Как же теперь быть тем, кто уже катается по казахстанским улицам на иностранных номерах? Если ваша машина пробыла в стране более 12 месяцев, необходимо на 30 дней вывезти ее за пределы. Где ее хранить целый месяц? Видимо, на стоянке. В идеале – у родственников, если они там есть. Ну а что делать водителю? Наверное, на время пересесть на автобус, такси, велосипед или гироскутер.

Тормоза для «хитропригнанных»

Впрочем, есть другой способ легализовать автомобиль и поставить его на учет. Для этого придется уплатить таможенную пошлину, утилизационный сбор и другие обязательные платежи. Но при этом машина должна соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»:

  • руль должен быть слева; 
  • наличие АBS; 
  • фронтальные подушки безопасности; 
  • крепление детских сидений ISOFIX; 
  • дневные ходовые огни; 
  • система экстренной эвакуации «ЭВАК»; соответствие экологическому стандарту «Евро-4».

Разберем экостандарт «Евро-4». Как определить соответствие норме? Автомобили различаются по стране происхождения марки. Например, автомобили европейских марок должны быть выпущены не ранее 2005 года выпуска, американские и корейские – не ранее 2006-го, японские и российские – не ранее 2010-го, китайские – не ранее 2012-го.

Большинство автомобилей на иностранных номерах этим требованиям не соответствуют, а значит, на учет их поставить невозможно. Если ваша машина находится в Казахстане уже более 12 месяцев, придется либо ее вывезти, либо разобрать на запчасти и продать, либо легализовать, то есть поставить на учет. Но есть еще один вариант: поставить ее около дома и любоваться.

Кстати, если вы недавно приобрели автомобиль за рубежом, по закону вам дается 10 дней, чтобы обратиться в ЦОН и зарегистрировать ее на свое имя.

Фото: из газетных материалов

Государство поехало навстречу

Естественно, что армия автовладельцев железных коней с иностранными номерами не согласна с таким положением вещей. Не для этого они ездили за тридевять земель. По такому поводу в нашей стране даже митинги прокатились. Тогда что им делать с машинами из Армении? Видимо, придется гнать обратно, продавать и нести транспортные расходы, возможно, еще потерять на стоимости. Но это лучше, чем потерять всё.

Впрочем, 24 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе расширенного заседания правительства потребовал соответствующие органы решить этот вопрос в месячный срок. В итоге владельцам автомобилей с иностранным учетом в разовом порядке дали еще целый год, чтобы легализовать собственный транспорт.

В срок до 1 марта 2021 года им предстоит определиться, что делать дальше. По разным данным, в Казахстан ввезено таких автомобилей от 170 до 200 тысяч. На время льготного периода их все, тем не менее, придется поставить на временный учет, уплатив все сборы.

Такие машины получат специальные госномера желтого цвета с новым номером региона 18. И срок действия так называемого техпаспорта истечет 1 марта 2021 года, после чего документы станут недействительными. Во время действия льготного периода машину нельзя будет продать или передать в пользование другим лицам. При этом владельцам придется платить налог на транспорт и проходить техосмотр по месту жительства. Для временной регистрации потребуются следующие документы: удостоверение личности, прежние государственные или транзитные номерные знаки, свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие право собственности, квитанция об оплате за первичную регистрацию, пошлины за изготовление госномера и техпаспорта. Чтобы поставить автомобиль на учет после истечения срока действия документов, придется уплатить утилизационный сбор, разницу в таможенной пошлине и сбор за первичную регистрацию. Разница между пошлиной в Армении и Казахстане – 90%. То есть при покупке машины в Ереване будущий владелец уплатил только 10% от необходимой по закону суммы.

Таким образом, легализация автомобиля, в зависимости от года выпуска и объема двигателя, может вылиться в кругленькую сумму – до нескольких миллионов тенге. Например, только сбор за первичную регистрацию машины старше трех лет составляет 1 325 500 тенге. Во столько же обойдется утильсбор авто с двигателем от 2 до 3 л. Свыше 3 л – больше трех миллионов.

Если этого не сделать, владельцу грозит штраф 10 МРП, а автомобиль отправится на спецстоянку. Крайний вариант – выдворение транспортного средства за пределы РК за счет хозяина. При этом будет запрещен повторный ввоз выдворенного автомобиля на территорию Казахстана. Даже если его владелец вдруг захочет уплатить все необходимые сборы и платежи в бюджет.

Не уверен – не пригоняй!

Но предложенный правительством выход из положения не всем понравился. 28 января в интернете появилось открытое письмо президенту от владельцев автомобилей с иностранным учетом. Автовладельцев не устроил предложенный план. Теперь они намерены собирать подписи под открытым письмом с требованием отмены разницы в таможенных пошлинах, утильсбора и платы за первичную регистрацию.

Автовладельцы утверждают, что действовали легально, не нарушали законов при покупке автомобилей в Армении.

«Наши граждане не просто поехали, взяли по своему паспорту и купили, – возразил в ходе специального брифинга вице-министр МВД РК Марат Кожаев. – Нет, они находили различные способы легитимизации своего нахождения в Армении. Все эти действия говорят, что никакого заблуждения не было».

Вопрос этот назревал не один год. Полиция Казахстана уже объявляла борьбу с потоком транспорта из соседнего Кыргызстана. За последнее время машин из соседнего государства на наших дорогах существенно убавилось. Зато стали заметны незнакомые прежде флажки Республики Армения. Самое печальное, что водители, управляющие подобными автомобилями, чувствовали себя безнаказанно. 

Такое вольготное положение не осталось без последствий. По данным полиции, только за 2019 год водители машин, состоящих на учете в ближнем зарубежье (Российская Федерация, Армения, Кыргызстан, Беларусь), совершили в Казахстане 1824 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 132 человека и 528 человек получили ранения.

Кстати, полицейские не так уж бессильны против иностранных госномеров. В октябре прошлого года системы, используемые при наблюдении, патрулировании, получили возможность распознавать, фиксировать и заносить в базы данных автомобили с иностранным учетом. 

Да, поначалу стражам порядка было проблематично находить адреса проживания владельцев таких автомобилей. Но данные скапливались, штрафы выписывались, и если такая машина попадала в зону внимания полицейского патруля, ее автоматически отправляли на штрафстоянку до уплаты всех долгов.

Безусловно, порядок на дорогах Казахстана, на улицах наших городов и сёл на пользу всем. Приводя в порядок регистрацию автомобилей с иностранным учетом, в стране станет меньше пострадавших в дорожных авариях, совершенных уверенными в своей безнаказанности автовладельцами.

Но и государству надо сделать выводы. Ведь так нельзя – сначала смотреть сквозь пальцы на поток всё прибывающих в страну «гостей» из ближнего зарубежья с казахстанцами за рулем, а спустя несколько лет требовать с них исполнения законов. Давайте все будем разумными и последовательными.

Алексей Алексеев, 
главный редактор журнала «За рулём» в Казахстане

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество