Вот выдержка из циркуляра властей Верного от 2 января 1900 года по этому поводу: «Берега арыков должны быть обложены булыжником, колотым, тёсаным камнем или кирпичом-железняком».
В Верном содержанием и чистотой арыков власти заставляли заниматься владельцев тех участков, мимо которых они текли. Отсюда и происходило великое разнообразие этих городских капилляров, служивших не только для полива огородов и улиц (пыль в незамощённом патриархальном городе стояла изрядная!), но и доставлявших воду для питья и готовки пищи.
Верненские арыки изначально рассматривались как источники снабжения населения питьевой водой. И их система, разведённая по улицам из магистрального Головного арыка-канала (отведённого в свою очередь из Малой Алматинки), была важным элементом городской инфраструктуры. Колодцев в городе почти не было, а ходить каждый раз за водой на речку было хлопотно.
Из записки надворного советника Николая Аристова «Об устройстве водоснабжения города Верного и Алматинской станицы» от 10 апреля 1897 года следует:
«Правильное устройство водоснабжения имелось в виду при самом основании города. Особый комитет по устройству г. Верного, существовавший в конце 1867-го и в 1868 году, останавливался на двух системах водоснабжения: посредством открытых канав или арыков и посредством закрытых гончарных или деревянных труб… Принята была система арыков, обложенных булыжником на счёт владельцев смежных участков, а при отсутствии их на счёт города».
МЕЛОДИЯ ЖУРЧАНИЯ
…Власть в 1917 году сменилась незаметно для арыков. Городской водопровод стоял в повестке дня ещё долго, а арычная вода исправно поила горожан и поливала их сады-огороды.
Вот свидетельство доклада «О хозяйственном и культурном строительстве Казахстана на 1928/1929 год»: «Снабжение населения питьевой водой происходит из реки Алма-Атинки, либо путём развоза воды в бочках, либо непосредственно из арыков, текущих из этой реки. В ближайшее время возобновляется водопровод весьма примитивного типа (по гончарным трубам из магистрального арыка)».
Относительно чистая вода текла по арыкам до тех самых пор, пока «полковничий город» не стал столицей Казахстана. Население продолжало долго ещё готовить пищу на арычной воде. Альтернатив не было.
Но сводить значение городских арыков лишь к их утилитарной водоносности может только тот, кто не жил здесь. Для Верного, а потом и Алма-Аты, эти вездесущие рукотворные ручейки были не только признаком своеобразия городского ландшафта (наряду с пирамидальными тополями), но ещё и элементом своеобразной поэтики городского бытия. Встречались в былые годы такие ценители, особенно среди пожилых, которые выходили за ворота специально «послушать арычок». Для пущего эффекта на дно укладывали специальные камешки, усиливающие мелодию журчания…
Свою долю позитива черпали из арыков и дети, устраивая азартные гонки лодок – бумажных корабликов, листиков, а то и простых веточек. Или самозабвенно брызгаясь друг на друга холодной водой.
ВОССТАНОВИТЬ В ГРАНИТЕ
Вышесказанное вряд ли постигаемо всякими заезжими советниками по реконструкции современного мегаполиса. Да им и извинительно, они в том городе не жили и тех арыков не слышали. Однако, согласитесь, как бы было славно и креативно по отношению к уникальности городского пространства и урбанистическому наследию, если бы восстанавливали не только всеми забытые мостовые, но и архаичные гранитные ложа арыков. Это было бы деяние, достойное признательности горожан и будущих поколений.
Андрей МИХАЙЛОВ