Именно они были теми естественными профилями, по которым издревле двигались малые племена и большие народы. Потому странствие по реке (или вдоль реки) всегда таит массу открытий, озарений и восхищений. Но большие путешествия – удел не многих. А вот фрагментарные «прикосновения» к берегам – метод, вполне доступный, достойный и достаточный для всех желающих получить живое представление и узнать новое.
Объясняю на примере Сырдарьи. И предлагаю три точки для знакомства с её особенностями, которые могут быть интересны для казахстанцев.
География. Нарын – неистовое начало
То, что верховья Сырдарьи находятся в паре сотен километров от Алма-Аты (если по прямой), почему-то для многих является откровением. А между тем это так. Историческая река, которая давно уже не справляется со своей гидрографической миссией и не может поддерживать Арал (даже в его агонии), начинается с ревущих и всесокрушающих горных потоков, стекающих с гор Центрального Тянь-Шаня. Правда, тут она известна под другим, чуть менее знаменитым названием. Тут её знают как Нарын.
Весь юг Среднего Тянь-Шаня занимает высокогорная Нарынская область Киргизии. Со столицей в Нарыне-городе, который был славен ещё в советское время своей заоблачностью и музыкально-драматическим театром. Сквозной дороги, по которой можно было бы проехать вдоль всего Нарына, нет. Профиль слишком сложен даже для бодрых киргизских дорожников. И, чтобы насладиться бурными «началами» Сырдарьи, стоит сделать два радиальных выезда из областного центра – вверх и вниз по реке.
Выше города мы увидим пенную и чистую горную реку во всём её великолепии. Но чем ниже, тем больше в воде мути и глины и тем больше Нарын напоминает Сырдарью в её привычном виде и цвете. Но берега, зажатые тесниной гор, всё равно живописны и оригинальны. Недоступные каньоны сменяются раздольными разливами, пустынные ущелья – возделанными в пойме полями и остатками колхозов-совхозов.
История. Гавани цивилизации: от Отрара до Байконура
Железная дорога идёт вдоль правого берега Сырдарьи – от Туркестана до Новоказалинска. То удаляясь, то подступая вплотную. Двигаясь в вагоне поезда, вы целый день будете ощущать присутствие великой реки Средней Азии, а местами – наблюдать её величественные разливы в камышах и тугаях.
Ну а если сделаете несколько остановок – получите незабываемые впечатления от соприкосновения с историей. Потому что тут, в «зоне влияния» древнего Яксарта, вся земля вспучена курганами, покрыта руинами и напичкана артефактами. Отрарский оазис с его великими «тюбе» и замечательной историей (тут родился аль-Фараби и умер Тимур Тамерлан!) – самая большая в Казахстане археологическая зона. Древний Сауран, сохранившиеся стены которого хорошо видны из окон проходящих поездов. Загадочные коммунальные замки «джеты-ассарцев», разбросанные по староречьям Сырдарьи на «другой» стороне. Кзыл-Орда – одна из столиц Казахстана в XX веке. Список достижений древности можно продолжать и продолжать.

Однако обречена на забвение та история, которая не стремится стать будущим. Байконур – название, знакомое любому образованному землянину. Отсюда протянулась самая дальняя дорога человечества. В космос. Давно «открылся» бывший секретный Ленинск. Город на берегу Сырдарьи, жители которого приходят летом на городской сырдарьинский пляж и окунаются в мутные воды исторической реки. А после идут на работу – на космодром.
В Байконур, который когдато пассажирские поезда проходили только ночью, теперь может приехать всяк желающий взглянуть на старт очередного экипажа к МКС. Это недёшево, но оно того стоит!
Экология. Куда впадает Сырдарья?
Было время, когда Сырдарья-Яксарт впадала в Аральское море. А было время – когда впадала не единственным руслом, а через обширную дельту, протоки которой охватывали добрую половину современной пустыни Кызылкум. В этом-то треугольнике, со сторонами примерно 400 на 400 на 250 километров, кипела древняя жизнь. Пионеры цивилизации вообще любили дельты рек с их плодородием и изобилием. Вспомним хотя бы Египет или Месопотамию. Дельта древней Сырдарьи тоже не была в этом перечне отшибом цивилизации – тут ведь проходили пути всех Великих Переселений начиная от Ариев.
Ну а что ныне? Несмотря на всепроникающий интернет, многие думают, что современная Сырдарья высыхает, не доходя до своего бывшего устья. Так действительно бывало в недавние годы, когда всю реку расплескали на хлопковые поля в земледельческой зоне Узбекистана и Южного Казахстана. Но в отличие от своей сестры-близняшки Амударьи, Сырдарья нашла в себе силы и вновь вернулась к Аралу. Арал, правда, так её и не дождался – сильно усох.
После некоторых раздумий Казахстан решил отгородить себе от бывшего «моря» небольшую часть, в которую и направил сырдарьинскую воду. Так появился Малый Арал. Сегодня тут даже занимаются промышленным рыболовством. Но купаться жители Аральска, к примеру, отправляются не на Малый Арал, а на озеро Камышлыбаш – ещё одно порождение Сырдарьи, небольшой реликтовый разлив, сохранившийся до нашего времени.
Андрей МИХАЙЛОВ. Фото автора.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть