Мир мечетей чарует своим обилием и многообразием. Даже неправоверного и непосвящённого. Хотя и вряд ли стоит советовать соваться во все мечети со своим праздным любопытством. Мечети строились для молитв и снаружи они, как правило, интереснее, нежели внутри. Внутри ведь ничто не должно отвлекать верующих от главного. Это – не индуистское капище и даже не православная церковь, перегруженные образами и образами.
Однако есть мечети, которые не минуть не разувшись.
Бурса. Йешил-Джами
«Великим мечтателем должен быть артист (...) задумавший Зелёную мечеть и построивший её как величественный балкон над морем зелени, откуда раскрываются далёкие перспективы», – писал когда-то вдохновенный романтик и певец Востока француз Пьер Лоти.
Йешил-джами – Зелёная мечеть – самый известный памятник Бурсы. Она построена в ознаменование захвата города Османом и Орханом, но, правда, уже в то время, когда Бурса перестала быть столицей империи, передав свои властные функции Эдирне (Адрианополю).
Несмотря ни на что, город никогда не терял для османских владык своей святости. Любят его и современные турки, для которых посещение Бурсы – это автоматически и молитва в Йешил-джами. Заезжают сюда и туристы, хотя и не столь назойливо, как в Сулеймание или Голубую мечеть в Стамбуле.
Я понимаю тех путешественников, кто не стремится внутрь мечетей, – не верующему в Аллаха и непосвящённому в тайны благородной арабской вязи в таких посещениях мало толку. Зачем зря мешать коленопреклонённым верующим? Но в Йешил-джами зайти стоит. И не столько даже затем, чтобы увидеть знаменитые изразцы, сколько послушать, как в знаменитом фонтане под главным куполом падают на мрамор звонкие капли влаги...
Мангышлак. Бекет-Ата
Главный магнит для верующих в чудо (и просто верующих) на Мангышлаке – пещерная мечеть Бекет-Ата. Самая многолюдная и посещаемая святыня области. Для многих окрестных жителей регулярные паломничества сюда стали не только традицией, но и духовной потребностью. Но посещение Бекет-Ата интересно не только им.
…Паломников запускают небольшими партиями, а иначе там, в тесной пещере, просто не протолкнуться. Основная часть терпеливо ждёт на террасе перед входом. Предвкушение встречи с чем-то необычным столь сильно, что немногих отвлекает даже открывающийся отсюда вид на Устюрский чинк – один из наиболее впечатляющих пейзажей в этом богатом геологическими памятниками краю.
Вначале очередную партию паломников заводят направо, в тесную пещеру-комнату с прокопчёнными черепами архаров в потолочной нише. Один вид их тут же переносит воображение в эпохи первобытной юности человечества. После общей молитвы мужчины идут в соседнюю пещеру, где поклоняются и обходят посох святого Бекет-Ата.
Вообще же, тут, возле этой мусульманской святыни, более всего бросается в глаза пластичность местного ислама, вобравшего в себя множество древнейших культов и обрядов.
Санкт-Петербург. Городская мечеть
Санкт-Петербург, несмотря на своё «крайнее» положение, изначально позиционировался как центр огромной и многонациональной империи. Мало кто знает, что среди тех костей, на которых построен город, скелеты не только русских крестьян, но и татар, пригнанных на строительство из Поволжья. Множество магометан бывало (и – живало) в столице и позже. А уж про обилие выходцев из исламизированных республик в нынешнем Питере – вообще не станем вспоминать!
Так что вовсе не случайна на невских берегах красивая мечеть, которая высится в самой старой части города, рядом с Петропавловской крепостью и домиком Петра Первого. Сооружённая в 1909-14 годах в стиле модерн эта мечеть, тем не менее, впитала в себя некоторые элементы памятников эпохи Тимура – в том числе купол самаркандской усыпальницы Железного Хромца – Гур-Эмир. Так, по крайней мере, официально считается. Хотя если вглядеться, то можно обнаружить сходство и с мавзолеем Ахмета Яссауи в Туркестане.
Обычно на двух этажах внутри этого мусульманского храма тихо. Однако на Курбан-байрам здесь собирается столько правоверных питерцев (в том числе гастарбайтеров), что полиция перекрывает все ближайшие улицы до самого входа в метро.
Куала-Лумпур. Негара
Главной архитектурной визиткой современной столицы исламского государства Малайзия наряду с башнями Петронас можно назвать модернистскую мечеть Негара. Построенная в 1965 году, она вмещает 15 000 верующих, правда лишь по праздникам и пятницам.
Но будним днём тут безлюдно, прохладно и тихо. Так что путнику, привыкшему к пешему исследованию городов и весей, представляется славная возможность отдохнуть от одуряющей жары в спокойной кондиционированной атмосфере (а заодно подумать о вечном). Попасть в мечеть так же несложно, как и в любое другое публичное место в стране. Разувайся и заходи.
Андрей Михайлов