aif.ru counter
192

Новые старые города

Сердце Шёлкового пути бьётся в ритме современности

Главный слоган Казахстана – страна великой степи – отражает лишь часть его образа. Если быть точным, то следует сказать, что Казахстан – это страна великой степи, заоблачных гор и древних городов – сердце Шелкового пути. В последние годы мы много рассказывали, как в Южном Казахстане реализуется масштабная программа по восстановлению исторических памятников. Недавний туристический форум «Туркестан: один путь – одна история» дал нам повод проехать по Туркестанской области и оценить результаты проделанной работы.

Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Отрар – один из самых легендарных древних городов на территории Казахстана. В его окрестностях родился Аль-Фараби. Этот город бросил вызов самому Чингисхану и перенёс многомесячную осаду, сдерживая поход монголов на запад. Сейчас городище преображается. Кроме уже готовых основных ворот появились скульптурные группы караванов, мощеные и гравийные дорожки. Строится внешняя стена с воротами. Правда, в этой стене сделали европейского вида современные окна, что выглядит как архитектурный оксюморон. Поблизости заканчивается строительство визит-центра. Но его пафосная современная архитектура мало соответствует атмосфере древнего города. А на дне древнего колодца в центре городища мы увидели пластиковую бутылку – индикатор культурного уровня посетителей.

В ближайшем райцентре Шаульдер находится прекрасный музей, в котором есть опытный гид, владеющий казахским, русским и английским, что большая редкость для наших музеев. Остаётся надеяться, что этому музею и будущему визит-центру удастся грамотно разделить функции.

В этом году были благоустроены окрестности мавзолея Арыстан-баба. К городищу Сауран теперь ведет мощёная дорожка. Но внутри уцелевших крепостных стен можно увидеть лишь основания зданий. А ведь хочется не только услышать легенду о качающихся минаретах, но и посмотреть на них воочию.

Ждёт реконструкции и старая часть Туркестана. Пока вблизи мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи появилась лишь фестивальная площадка. Фасад самого мавзолея исторически остался не оформленным мозаикой и заметно проигрывает боковым стенам и задней части здания. Думается, опытные реставраторы смогут решить эту проблему.

Шымкентский бренд

Надежда Эбель

Надежда Эбель Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Самые масштабные восстановительные работы мы увидели в Шымкенте, где полным ходом идёт реконструкция цитадели. Эта крепость может стать ярким брендом не только города, но и всей страны. Вот что думает об этом Надежда Эбель, эксперт по туризму из Екатеринбурга:

– Лично я следующие полгода планирую с интересом наблюдать, как Шымкент будет в самые сжатые сроки создавать точку отсчета своей новой туристической эры. Имея древнюю историю, Шымкент, как мне кажется, совершенно не использовал ее в туристическом и коммерческом плане. В ближайшее время здесь планируется реконструировать цитадель, сделав музей под открытым небом. Вслед за этим старая часть города у подножия цитадели из слипшихся друг с другом магазинов сантехники и стройматериалов должна превратиться в туристический район с лавками, мастерскими ремесленников, оригинальными магазинчиками и, конечно, ресторанами и кафе. Такого места, гдеможно одновременно гулять, прочувствовать колорит города и прожить историю, на мой взгляд, Шымкенту остро не хватает. Добавьте к этому строительство нового терминала аэропорта, обновление вокзала, новые отели, подготовку гидов, официантов, режим открытого неба и соседство с Туркестаном, Отрароми удивительными природными достопримечательностями... В общем, кажется, это сильная заявка на ещё один центр притяжения в Центральной Азии.

Турар Ахметов
Турар Ахметов Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Турар Ахметов, руководитель управления туризма Шымкента, уточнил сроки реконструкции крепости:

– К лету 2020 года планируется восстановление цитадели и объектов на ней. Развитие же прилегающей территории будет вестись после разработки соответствующего мастер-плана. Строительство туристических объектов и инфраструктуры вокруг цитадели, учитывая территорию всего старого города, – это вопрос не одного года».

 

По следам Тамерлана

Гульмира Ахбердиева
Гульмира Ахбердиева Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

О новых туристических маршрутах нам рассказала президент Ассоциации индустрии туризма Центральной Азии Гульмира Ахбердиева:

– Туризм в Южном Казахстане необходимо развивать при активном взаимодействии с другими странами нашего региона. В ноябре управлением туризма акимата Шымкента и нашей ассоциацией был организован инфотур для экспертов из Центральной Азии, России, Армении, Турции и Ирана. Его итогом стало создание туристического кольца Центральной Азии, участниками которого являются Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. В рамках этого кольца можно создавать совместные маршруты, гастрономические, паломнические, в частности посвященные суфизму, по маршрутам Шелкового пути, посвященные Яссауи, и многие другие.

Во время поездки по Туркестанской области мы показали нашим гостям уникальные природные объекты, такие как пещера Акмечеть и восстающие из руин исторические памятники и города. Это сразу дало результаты. Потому что, когда в одной мобильной команде собираются единомышленники из разных стран, это становится лучшей формой мозгового штурма. В итоге участники нашей поездки приступили к разработке маршрута «Путь Тамерлана», проходящего по территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Казахстана. Эта идея принадлежит Мадине Тагаевой, руководителю одной из ташкентских туркомпаний. Тамерлан родился в окрестностях Шахрисабза и закончил свой путь в Отраре. Столицей его государства был Самарканд. Его жизнь связана со всеми государствами Центральной Азии, и многие исторические памятники, созданные в годы его правления, можно видеть и сегодня. В том числе мавзолеи Ходжи Ахмеда Яссауи и Арыстан-баба.

Туристы, приезжающие в Центральную Азию, как правило, хотят увидеть несколько стран, почувствовать всё культурное многообразие региона, и мы должны предоставить им такую возможность.

Холодное планирование

шымкент
шымкент Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Успех в преображении Туркестанской области во многом зависит от того, как будет восприниматься критические замечания. Зарубежные эксперты отмечали отсутствие сувенирной продукции на многих туристических объектах, а также специальных мест для омовения у мавзолеев, что важно для развития паломнического туризма. Мы заметили слабое взаимодействие различных ведомств. Например, мимо городища Сауран, единственного средневекового города Казахстана, у которого уцелела крепостная стена, проходит автобан Западная Европа – Западный Китай. Это, казалось бы, облегчает его посещение. Но строители дороги забыли сделать разворот напротив городища. Он находится в 15 километрах в сторону Кызылорды для автомобилей, идущих со стороны Туркестана. В итоге экскурсионные автобусы разворачиваются на стихийном проезде между ограждениями напротив Саурана, на свой страх и риск пересекая две сплошные линии. Но и это не всё. Затем автобус не может проехать под железной дорогой – проезд подходит только для легкового транспорта. В итоге туристам приходится пешком преодолевать оставшуюся часть пути до городища.

Много вопросов вызвало и планирование. Туристический форум в Туркестане, к которому была привязана наша поездка по области, проходил в начале ноября. Показывать гостям из 16 стран фестиваль ремесленников и города-музеи под открытым небом в холодный период, на пронизывающем ветру – не самая лучшая идея. К тому же в Туркестан ожидался приезд высокопоставленного лица. В связи с этим были предприняты повышенные меры безопасности и вход в мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи был запрещен. Это вызвало разочарование у большинства гостей, которые так и не увидели главное историческое здание страны.

Хотелось бы, чтобы иностранные эксперты увезли с собой так хорошо знакомое казахстанцам теплое настроение Туркестанской области и ощущение особого южного гостеприимства, а не воспоминания о фестивале озябших ремесленников и Туркестане без мавзолея.

Олег Белов

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество