Что даст введение единого билета и открытого питчинга
С принятием в начале этого года закона «О кино» казахстанский кинематограф решено вывести на совершенно новый, современный и высокотехнологичный уровень. Управлением, кураторством и мониторингом отечественного кинорынка отныне занимается государственный центр поддержки национального кино (далее – киноцентр). Председатель правления киноцентра, известный казахстанский продюсер Гульнара Сарсенова рассказывает о проведении питчинга кинопроектов, создании единого кинобилета и других перспективах развития отечественной киноиндустрии.
– Закон «О кино» был принят 3 января 2019 года. Над ним в течение пяти лет в тесной связке работали кинематографисты, депутаты и представители Министерства культуры и спорта, – рассказывает Гульнара Сарсенова.– Закон ещё не совершенен, и мы будем работать над его улучшением. Но главное, в законе есть основные статьи, по которым государство будет осуществлять финансирование независимых кинокомпаний. Это очень важно. Ведь до принятия закона государство оказывало основную поддержку преимущественно «Казахфильму» – национальной кинокомпании.
– Гульнара Болатовна, чем будет заниматься Государственный центр поддержки национального кино?
– Киноцентр – единый оператор, претворяющий в жизнь государственную политику по развитию киноиндустрии Казахстана. Я возглавляю его вот уже два месяца, у нас очень много работы. Главное направление киноцентра – финансирование тех национальных кинопроектов, в результате которых должен получиться полноценный конкурентоспособный фильм. При этом центр должен не просто выделить деньги, но и также мониторить, прокатывать и распространять этот фильм на территории Казахстана и за рубежом. Не все так гладко на этом тернистом пути, но мы на него вступили. И это сделать было необходимо, ведь все мы хотим видеть киноиндустрию как развитую и высокодоходную отрасль экономики республики. Кроме того, кино – это не только бизнес, но и идеология государства, его культурная составляющая.
– Что из себя представляет единая автоматизированная информационная система (единый кинобилет)?
– Все наши действия направлены на то, чтобы мы создали в Казахстане прозрачный кинорынок и затем вышли на зарубежные площадки. Кино во всем мире основывается на инвестициях. В конце концов, мы должны уйти от государственного финансирования и прийти к тому, что уже сегодня имеют развитые страны. Тот же Голливуд не финансируется государством, он им контролируется, а инвестируется частным бизнесом и прибылью с мирового кинопроката. Американский кинематограф, представленный такими студиями, как 20th Century Fox, Warner Brothers, Disney и др., впереди планеты всей, потому что нацелен на получение максимальной прибыли. Американцы стараются создать шедевры, которые, в свою очередь, появляются на основе очень хорошей аналитики. Все необходимые цифры и данные как раз и дает единый кинобилет. Наши российские коллеги вступили на путь открытого кинорынка семь лет назад. Прозрачность отечественной киноиндустрии позволит привлечь не только зарубежные инвестиции, но и будет мотивировать к сотрудничеству наших бизнесменов. Для них очень важна прозрачность, ведь каждый уважающий себя предприниматель хочет вкладывать деньги в тот бизнес, где результаты инвестиций можно контролировать или хотя бы увидеть. В кинопроизводстве результат инвестиций – это результаты нашего кинопроката. Создание единого кинобилета представляет собой не только государственную функцию контроля, это одновременно мощный импульс для анализа кинорынка, понимания его требований. Благодаря такому нововведению можно будет создать полную картину нашего кинозрителя, узнать, какие жанры он предпочитает, его гендерный, возрастной ценз и многое другое. Это поможет в работе не только нашим кинопроизводителям, но и кинопрокатчикам, владельцам кинотеатров. На основе такой аналитики последние смогут узнать, какие фильмы им нужно закупать на нашем и зарубежном рынках.
Открытый экран
– Почему первая презентация питчинг казахстанских кинопроектов длился всего пять дней?
– В июне текущего года состоялась первая презентация, или как у нас говорят – питчинг. Он был проведен без меня, со старым составом экспертного совета и самого киноцентра, где присутствовало мало представителей казахстанской киноиндустрии. Сейчас мы поменяли эту ситуацию. Конечно, пять дней – недопустимо мало. По опыту Фонда кино России питчинг там проходит в течение нескольких месяцев. Сначала идет сбор заявок, затем их рассмотрение, читка сценариев, а потом уже проводится защита проектов. Прозрачность нашей работы заключается в том, что на втором питчинге мы сделаем онлайн-трансляцию на нашем сайте и в социальных сетях. Каждый сможет зайти и посмотреть, как ведется работа и защищаются проекты. В этом смысле убираются всевозможные элементы коррупции, сговора, лоббирования чьих-то интересов. Всё будет честно и прозрачно. Прием заявок продлится до 31 октября, и уже с начала ноября в течение месяца будут рассматриваться поступившие работы.
Снижение стоимости – как стимул
– Какие условия сегодня Казахстан предоставляет иностранным компаниям, которые проявляют желание снимать фильмы на территории нашей страны?
– Мы планируем осуществлять частичный возврат денег, потраченных иностранными кинокомпаниями при съёмках на территории Казахстана, так называемый рибейт. Казахстан до некоторого времени был закрытой для мирового кинопроизводства страной. Мы не создавали мотивацию, не стимулировали зарубежные кинокомпании. Сейчас всё изменилось. Теперь мы имеем огромное число заявок, все хотят снимать в Казахстане, ведь у нас, действительно, удивительные живописные пейзажи и прекрасные локации. Есть свои съемочные группы, которые могут помочь в работе зарубежным коллегам, при этом будет происходить обмен профессиональным опытом. Более того, 70% потраченных зарубежными кинематографистами средств останутся в экономике Казахстана. В свою очередь, наш киноцентр готов возвратить им до 30% потраченных средств на съёмках в Казахстане. Этот бонус будет привлекать большие инвестиции. На следующий год у нас уже заявлены инвестиции на 20 млн долларов. Надеемся на хорошую плодотворную работу. Рибейты – это и вливание денег в экономику Казахстана, и развитие кинотуризма, и внутреннего туризма в целом. Например, Новая Зеландия стала популярной для туристов только благодаря развитию киноиндустрии, в частности работам кинорежиссера и продюсера Питера Джексона «Властелин колец» и «Хоббит». После выхода этих фильмов приток туристов вырос в 850 раз! Страна испытывает туристический бум. То же самое можно сказать и об Исландии, Марокко, Чехии, Сербии благодаря знаменитому сериалу «Игра престолов».
– Эпоха независимых кинотеатров в Казахстане, похоже, завершилась. «Алатау» и «Байконур» снесли ради фастфуда. Сегодня все кинотеатры принадлежат коммерческим сетям и находятся в торгово-развлекательных центрах. Могут ли в Казахстане вновь появиться отдельно построенные кинотеатры или об этом лучше не мечтать?
– Могут, но только с развитием на высоком уровне всей киноиндустрии. Основной поток прибыли сегодня дают кинотеатры, расположенные в торговых центрах. Для того чтобы построить и содержать отдельно стоящий кинотеатр, нужно проявить бизнес-мужество. Это очень сложная работа. Я всегда снимаю шляпу перед Бауржаном Шукеновым (директором киноцентра «Арман», – прим. авт.). Благодарна ему за то, что он прекрасно работает в этих непростых рыночных условиях. «Арман» ремонтируется, переходит на лазерное оборудование. Бауржан Камалович хочет сделать настоящий интеллектуальный киноцентр, и все мы этому очень рады. Сегодня в России, кстати, активно возрождаются кинотеатры, ориентированные на арт-хаусное кино, в их числе «Пионер» и «Иллюзион». Надеюсь, что наш «Арман» тоже будет процветать.
Юлия Миленькая