Сорок лет назад группа казахстанских альпинистов из спортивного клуба армии среднеазиатского военного округа (СКАСАВО) встретила Новый год в заснеженных горах Гиндукуша. В газетах мало писали об их участии в расследовании авиакатастрофы возле Кабула в конце декабря 1979 года, случившейся перед Афганской войной. Наших альпинистов потом прозвали призраками, потому что все документы, удостоверяющие этот факт, оказались засекреченными.
Вспомнить все
В середине осени мне позвонил незнакомый человек из Москвы.
– Здравствуйте, Галина. Как здорово, что я вас нашел! Вы журналист, правильно? Пишете об альпинизме, а значит, должны знать Ильинского. – На другом конце провода был гвардии полковник, командир 105-го отдельного зенитного ракетного артиллерийского дивизиона, председатель фонда «Профессиональная российская армия XXI века». – Имею честь проинформировать его о памятном мероприятии, посвящённом 40-летию военной операции «Байкал-79» и в честь 75-летия со дня образования 103-й воздушно-десантной дивизии. Встречу проводит командующий ВДВ, и мы приглашаем Ильинского в Москву.
Любопытно, что незадолго до этого я пыталась расспросить Ерванда Тихоновича о подробностях той операции, но он сказал, что та история широко освящалась в средствах массовой информации и мне стоит просто поискать нужные материалы. А тут тема сама нашла меня, и я набрала номер заслуженного тренера СССР и РК, заслуженного мастера спорта по альпинизму, который долгие годы был старшим тренером Спортивного клуба армии Среднеазиатского военного округа, переименованного позже в ЦСКА.
– Ерванд Тихонович, тут такое дело… Вас приглашают в Москву. – Я рассказала ему все, что узнала Савицкого.
Ильинский удивился:
– Почему зовут меня одного, ведь были и другие участники?
Но стоит уточнить, что именно он руководил работами в горах, когда группе альпинистов пришлось встречать 1980 год в труднодоступных высокогорных районах Гиндукуша среди разбросанных снарядов, останков человеческих тел и обломков разлетевшегося на множество фрагментов самолета.
Воздушный коридор
В конце декабря 1979 года советские транспортные самолеты начали переброску десанта на аэродромы Кабула и Баграма. В числе прочих воздушный мост осуществлял ИЛ-76М (бортовой номер 86036), на борту которого находился комендантский взвод, десантники 350-го парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а также два автомобиля «Урал-375», гружёных боеприпасами и топливозаправщик «Урал-375АЦ».
Переброска войск по воздуху проходила в высоком темпе параллельно на два аэродрома. Борта прибывали с интервалами в несколько минут.
Из воспоминаний участника событий, ответственного за оперативное обеспечение 1-го батальона 357-го полка 103-й ВДД Владимира Шульги:
– В Баграме высаживались ночью. Быстро, четко, без проволочек. Пятерка ИЛ-76 заходила на посадку с интервалом в три минуты. Между самолетами сразу выгружали технику и тут же уходили на взлет. Через пять-десять минут приземлялась следующая группа. Все было рассчитано, продумано, отлажено. Гул турбин, протяжный рев моторов, лязг железа.
Вскоре с авиабазы Кабул сообщили, что до сих пор не приземлился седьмой по счёту в группе самолёт. Экипаж одного из самолетов сообщил, что при выполнении захода на посадку видел, как в темноте слева по курсу возникла вспышка. Это означало, что ИЛ-76 разбился. Очевидцы на авиабазе Баграм слышали взрыв и видели две вспышки. Руководством Минобороны СССР было принято решение «о проведении оперативного расследования причин авиакатастрофы».
Из воспоминаний участника событий пулеметчика БМД-1 357-го полка 103-й ВДД Владимира Королева:
– Дозаправка нашего ИЛ-76 и последний обед в Союзе были, как нам сказали, где-то возле озера Балхаш. Перелет был длинным, изматывающим, от большой высоты и усталости все были полусонными. 26 декабря, под вечер, ИЛ-76 сел на аэродроме Баграм, через открывшиеся двери и рампы на нас пахнул терпкий запах гор. Взлетка была в межгорной долине, уже темнело, гор толком не рассмотреть, к тому же надо было разгружаться, выводить наши бээмдешки. Освобождая проезд для съезда машин, мы услышали сильный грохот в межгорье, в нескольких километрах от аэродрома росло огромное заре- во. Позже мы узнали, что разбился один из наших самолетов.
Миссия в Кабуле
Сорок лет назад, в конце декабря 1979-го, Ерванду Ильинскому сообщили, что надо срочно вылетать в Душанбе на спасательные работы. Предложили собрать группу из малосемейных парней и быть готовыми работать на высоте до шести тысяч метров. В состав группы вошли служащий ВС САВО, старший тренер по альпинизму, руководитель группы Ерванд Ильинский, служащий ВС САВО, тренер по альпинизму Юрий Попенко, спортактив САВО Казбек Валиев и Валерий Хрищатый, прапорщики САВО Николай Пантелеев, Вадим Смирнов, Григорий Луняков, врач команды Сергей Фомин.
На военном аэродроме в Николаевке им было велено сдать документы, получить оружие, радиостанцию и десантные аптечки. Ситуация возникла непонятная, но никто не стал посвящать альпинистов в подробности. А во время полета на борту вдруг загудел рожок и прозвучал голос пилота: «Пересекаем государственную границу».
– Куда мы летим? Какая граница, нам же в Душанбе? – спросил Ильинский одного из пилотов.
– В Кабул идем! – ответил летчик.
Дело в том, что советское руководство объявило о вводе войск в Афганистан только на следующий день, о начавшейся войне в стране никто не знал. После приземления в аэропорту альпинисты увидели, что возле взлетно-посадочной полосы стоят палатки и боевые машины десанта. Они решили, что идут крупномасштабные военные учения.
Место крушения самолета на высоте 4269 метров обнаружили с вертолёта. Отклонившись от схемы захода, в 19:33 по московскому времени Ил-76М врезался в гребень горы. Все находившиеся на борту 47 человек – семь членов экипажа, три офицера ИАС 128-го военно-транспортного авиационного полка и 37 десантников – погибли. Это была крупнейшая авиакатастрофа в Афганистане: первые жертвы советских ВВС в Афганской войне.
Для проведения поисковой операции руководством МО СССР была создана группа спортсменов-альпинистов Среднеазиатского военного округа – чемпионов СССР, живущих у подножия гор и имеющих круглогодичную акклиматизацию. 27 декабря альпинисты узнали об упавшем в горах самолете. Погибли десантники, пропал портфель с документацией. Той ночью была проведена операция «Шторм 333» и взят дворец Амина. Советский Союз официально объявил о вводе своих войск в Афганистан.
Мишени в красном
– Нас разместили в штабе ВВС и ПВО вооружённых сил Афганистана, который находился в пределах авиабазы Кабул, – вспоминал Ерванд Ильинский. – По зданию периодически стреляли, и для нас выбрали комнату, которая не простреливалась. Окна были зашторены, печка топилась угольными брикетами. Заходят несколько человек в форме мышиного цвета – наши военные советники, мы встали, слушаем.
– Тут минут через 20 начнут кричать, возможно, будут стрелять. А вы вот как чай пьете, так и пейте, не обращайте внимания. Запритесь на щеколду, а если кто-то начнет ломиться, встаньте в стороне и спросите, кто там. Но если ответят на чужом языке, стреляйте через дверь, – заявили нам.
– А если мы убьем кого-нибудь? – удивился я.
– Мужики, это война, – парировал советник. – Будьте готовы, возможно, вам придется помогать.
Нам стало понятно, что все очень серьезно. Ночью случился бой, взорвали БТР. На следующий день нам пояснили, какую задачу мы должны выполнить. Показали карту. Я предложил слетать на разведку. На другое утро полетели. За штурвалом сидел полковник, мне дали наушники, и вот по внутренней связи говорят, что мы находимся над местом крушения. На мой взгляд, там было подходящее место для посадки, а дальше начинался склон. Говорю пилоту, чтобы садился. Он отвечает: «Сюда не могу». Может, у него не было допуска для посадки на такой высоте, и мы улетели назад.
Этим делом занимался генерал-полковник Гайдаенко. Я ему говорю: «Если вертолет не может сесть, дайте намтехнику, мы доедем до подножия гор и уйдем вверх пешком, ориентируясь по карте». Дали нам боевую машину десанта, с нами шел взвод охраны. Накануне предупредили, чтобы в случае чего не высовывались, а то перебьют. Из Термеза как раз шла танковая колонна, и один танк подбили. Мы приехали в Афганистан в красных пуховках. Их же видно издалека. Мы были хорошими мишенями. Но, может, эти пуховки нас и спасли, потому что было непонятно, кто мы такие.
Доехали до горных прилавков, остановились у громадной промоины. Дальше для транспорта дороги не было. У нас – снаряжение, продукты, оружие, по два подсумка с заряженными рожками. Надо было пройти 15- 20 километров. Для альпинистов это не проблема, но подошел майор из взвода охраны и говорит: «У меня команда следовать за вами, но как?» – и развел руками. На них десантная одежда, надо нести буржуйки, тяжелые армейские палатки. А у меня команда – прийти в конкретный пункт. Связались с Гайдаенко, он прилетел и вместе с ним, мы на вертолете поднялись к месту крушения. Но пилоты снова не смогли сесть, и всех нас увезли назад в Кабул. Я говорю командирам, что надо вызвать пилотов, которые летают в горах, назвал фамилии киргизских и казахстанских летчиков. Вечером в Кабуле сидим в своей комнате, пьем чай. Приходит один из наших кураторов и говорит: «Вас всего восемь человек, и одних отпускать опасно, хоть вы и вооружены. Так что, похоже, сейчас прилетят ваши горные летчики».
Спустя время я подошел к окну, отодвинул тяжелую портьеру и увидел на улице знакомых пилотов, которые регулярно забрасывали в горы альпинистские экспедиции, – продолжает свой рассказ Ерванд Ильинский. – Прибыли два киргизских экипажа: Борис Бондорчук, Владимир Сергиенко, Сергей Данилов, Александр Медников, Александр Лосев и Александр Ильинич. Идут, озираются по сторонам. Я вышел к ним, и они облегченно выдохнули: «Эрик, так это ты нам такую командировку организовал!».
Оказывается, их мгновенно сорвали с мест как по тревоге, а никому ведь ничего не объясняли. Они спрашивают у меня, что надо делать. Ну а что они могли делать лучше всего? Летать! Место первого занял Сергиенко, меня посадили посередине. Прибыли в заданную точку, пилот спрашивает: «Где тебе садиться?» – «Вот здесь, на поляне». Снегу было очень много, борт завис над ровным местом, мы попрыгали с него и приступили к выполнению задания.
– ИЛ-76М врезался в гору на скорости более 500 километров в час, и что могло остаться от этого самолета и от людей? – продолжал Ильинский. – Я видел пустой комбинезон, вылетевший из тела позвоночник, оторванные руки, ноги… С одной стороны – вершина, за которую зацепился самолет. Напротив – контр-уклон. Останки были разбросаны в радиусе около километра. От автомашин, которые находились на борту самолета, ничего не осталось. Когда начали поиски, показалось, что останков и фрагментов тел должно быть больше. Когда поднялись на вершину, поняли, что надо искать и с другой стороны горы. У каждого из нас был черный полиэтиленовый пакет, куда мы складывали все, что находили; помню, нашел чей-то комсомольский билет, военный билет. То есть то немногое, что уцелело…
Портфель с секретами
В своей книге «Альпинисты Казахстана в Великой Отечественной войне» профессор Владимир Вуколов описал этот эпизод. В 1976 году команда САВО стала чемпионом СССР, медали вручал командующий Сухопутных войск ВС СССР. Оказывается, помня о квалификации наших горовосходителей, он дал соответствующий приказ командующему САВО, и именно наших альпинистов отправили в Афганистан выполнять ответственное задание. Со слов участников операции Вуколов узнал, что 1 января Николай Пантелеев нашел черный кожаный портфель с секретными документами, обнаружили разбитые упаковки ящиков, в которых находились авиационные самописцы. Когда находили какие-то приборы, уничтожали, расстреливая из оружия. Специалисты убеждены, что это была уникальная воздушно-десантная операция послевоенного времени. Ни одной армии мира не удалось повторить ее масштабность.
Из воспоминаний участника событий, сержанта 1-го батальона 345-го полка Минифана Вахитова:
– Вскоре появился высокопоставленный офицер – генерал И.Д. Гайдаенко. Он поставил группе спасателей другую задачу. Приказано было искать, прежде всего, черные ящики (бортовые самописцы), а также некий черный (по другой версии – коричневый) портфель с секретной документацией. Портфель был найден альпинистами. Генерал был доволен. Надо было видеть лицо Ивана Дмитриевича Гайденко, когда он взял портфель в руки. Он прямо-таки сиял. Вцепился в портфель двумя руками, обнял и не выпускал даже в вертолете.
Истинная причина гибели самолета до сих пор неизвестна. По одной из версий, недруги из афганских ВВС, сторонники президента Амина, сумели выйти на нашу частоту и указали пилотам лайнера ошибочную отметку полета. Есть и другая версия: ИЛ-76М с бортовым номером 86036 был сбит мятежниками из переносного зенитно-ракетного комплекса.
В период с 26 декабря 1979 года по 5 января 1980 года поставленная перед группой Ильинского задача была выполнена. Личный состав группы, с риском для жизни выполнявший поисковые работы в горах на территории воюющего Афганистана, пообещали представить к государственным наградам, о чем альпинистам сообщили в военкомате по возвращении в родной город. Но прошло уже 40 лет, а заслуженных наград они так и не получили.
Никто не забыт, ничто не забыто
Казахстанский совет ветеранов Афганистана вручил альпинистам ордена, но это общественные памятные награды. Ерванд Ильинский убежден, если бы власти официально признали, что они принимали участие в тех афганских событиях, у альпинистов были бы свидетельства о праве на льготы. Например, прибавка к пенсии. Но на официальный запрос в Министерство обороны России пришел ответ, что никакой информации о миссии группы 12 СКА САВО в архивах нет.
– Владимир Петрович Савицкий – очень деятельный человек, – сказал Ерванд Ильинский по возвращении из Москвы. – Он напомнил об эпизоде нашего участия в тех давних событиях ветеранским организациям России и стран СНГ. Он сам был свидетелем взрыва самолёта и даже знал майора Елисеева, заместителя командира 130-го отдельного инженерно-саперного батальона 103-й воздушно-десантной дивизии, возглавляющего группу охраны. Награды, которые мы получили, также как и та медаль, которую вручили на встрече в Москве, всего лишь памятные. Комитет ветеранов Украины наградил нас медалями «За отвагу», мы имеем медали ветеранов войны в Афганистане. У нас есть медали, выпущенные к юбилею вывода войск из Афганистана, но мы не причислены к участникам.
По словам Владимира Савицкого, в Беларуси на территории действующего Музея воинской славы Боровухи, которую в армейской среде называли столицей ВДВ и где дислоцировались 350-й и 357-й парашютно-десантные полки, 28 декабря 2019 года был открыт памятный знак. На бронзовой плите отлита надпись: «В год 40-летия ввода советских войск в Афганистан данный знак установлен в память о 37 десантниках 350 ПДП 103 ВДД и 10 членах экипажа самолета ИЛ-76, 128 втап 18 втад, погибших 25 декабря 1979 года в авиакатастрофе под Кабулом при совершении боевого десантирования в ходе начальной фазы специальной военной операции «Байкал-79».
Установлен эскизный планшет памятника-мемориала погибшим десантникам 350 ПДП, 103 ВДД и экипажу самолёта ИЛ-76. И в пояснении значится фамилия (будет высечена в граните) старшего группы поиска, альпиниста Е.Т. Ильинского, который засвидетельствовал факт катастрофы самолёта и гибель всех военнослужащих, находящихся на его борту. Командующий ВДВ России генерал-полковник А.Н. Сердюков, ветераны ВДВ и ВТА ВКС России, а также ветераны ВДВ братской Беларуси одобрили пожелания ветеранов 103-й воздушно-десантной дивизии о создании единого исторического комплекса, в котором бы перекликались подвиги воинов – защитников отечества в годы Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов афганской войны. Чтобы помнили о них потомки.
Справка
Из официальных документов:
«Катастрофа ИЛ-76М, 25.12.1979 года. Тип самолета ИЛ-76М. Место происшествия – в горах (Афганистан). Командир экипажа – гвардии капитан Виталий Васильевич Головчин, командир авиационного отряда 128 гв. втап г. Паневежис, Литва.
Условия: ночь, снегопад. Столкновение с вершиной горы хребта Гиндукуш на высоте 4269 м над уровнем моря в 36 км от пункта назначения у н.п. Сурхи-Парса на траверзе АБ Баграм, примерно по середине прямой дистанции между Кабулом и Баграмом при снижении для посадки на аэродром Кабул (ДРА) в условиях отсутствия навигационной помощи с земли».
Галина Муленкова