Какие СМИ попадут под пресс-мониторинг гиперхолдинга?
В день расширенного заседания правительства, на котором президент К.-Ж. Токаев в очередной раз отчитывал госхолдинги за раздутые штаты и бюджеты, на сайте госзакупок появился лот «услуги по размещению информационных материалов в средствах массовой информации» главного квазигосударственного холдинга «самрук-казына». Цена – 159 миллионов тенге, или примерно 420 тысяч долларов.
А уже в феврале-марте АО «ФНБ «Самрук-Казына» объявит тендер на услуги информационного мониторинга стоимостью 100 271 556 тенге. На эти деньги «Самрук» намерено мониторить 448 СМИ до конца 2021 года. Среди «объектов слежения» – телеканалы, информагентства, газеты, сайты и порталы. Отслеживаться будут материалы на казахском, русском и английском языках. Информационная поддержка Фонда национального благосостояния в соцсетях и СМИ обойдется его бюджету в сумму свыше 300 миллионов тенге.
В спецификации не указано, какой именно объем информации и в каких СМИ должен быть профинансирован из общенародного «котла», но прописаны параметры информации в печатных, интернет-изданиях и технические требования к роликам на ТВ.
Так что же хочет руководство фонда за эти немалые деньги? В перечень услуг, которые предлагается оказывать, входят «SMM-сопровождение и продвижение» и «коррекция информационного поля». Что это?
Формулировки довольно странные. Получается, что любой негатив в медиапространстве в отношении госкомпании необходимо будет тут же скорректировать. Означает ли это, что компания, заведомо зная о своих будущих провалах, готовит деньги для «отмазки» и «лакировки действительности»? В соцсетях есть несколько способов снизить уровень негатива. Можно на все лады хвалить заказчиков. Можно предложить для обсуждения новую повестку – срок жизни горячей темы в соцсетях очень недолог. Можно, в конце концов, «оттролить» критиков и несогласных.
В описании тендера сказано, что услуги «способствуют созданию позитивной репутации заказчика среди интернет-аудитории». Но казахстанские соцсети так устроены, что любые усилия по «коррекции информационного поля» здесь только ухудшают ситуацию. Блогеров, которые готовы за деньги хвалить принадлежащие государству структуры, в соцсетях все знают, не любят, им не верят и уже давно не воспринимают всерьёз. Так не очередной ли это способ просто выбросить деньги в виртуальное пространство, без реального результата?
Интересно, как и по каким критериям будут оцениваться, контролироваться эффективность выполнения таких задач и качество этих услуг? Как оцениваются позитивность репутации в глазах широкой аудитории и динамика ее улучшения? А любой госзаказ, результаты выполнения которого невозможно оценить конкретно, «на ощупь», в нашей стране сразу вызывает трудные вопросы и тяжелые подозрения…
И самое главное. Зачем компания, которая стопроцентно принадлежит государству и финансируется из бюджета, будет тратить наши деньги на рассказы о том, какая она хорошая? Докажите делом, покажите результат, заложенный в самом названии гигантской структуры – рост национального благосостояния!
Михаил Прибыловский