Приход сентября – это календарная отмашка для настоящих путешественников. Дети – в школу, родители – на работу, а истинные любители дорог – в путь. Окончание лета приводит к качественным переменам условий. Количество отдыхающих снижается. Вместе с ценами. А доступность транспорта и гостиниц растёт. Чем не повод собрать рюкзак?
Казахстан. Ерментау. Среди танцующих берёз
Сентябрь идеален для путешествий по регионам с континентальным климатом. Ещё тепло, светло и сухо, но уже свободно, спокойно и созерцательно. И никто особо не мешает попробовать что-нибудь эдакое, давно лелеемое и выстраданное.
Я бы с удовольствием отправился в Ерментау (Ерейментау) – побродить по верхам невысоких кряжей, потолкаться в рощах танцующих берёз, поглядеть сверху на бескрайние степи, послушать посвист ветра в высохших травах. Миниатюрные рощицы-колки, разбросанные тут и там по скалистым сопкам, придают суровому пейзажу милый уют и мягкую трогательность.
Тут хорошо в любое время года. Весной – когда воздух напоен ароматом талого снега и все склоны вдруг в одночасье перекрашиваются из серого в нежно-зелёный. Летом – когда все шелестит, цветёт, поёт, жужжит, блеет и наслаждается жизнью. Но особенно осенью, если умудриться поймать ту сверхкороткую золотую пору, когда колки уже пожелтели, но ещё не облетели.
Местные ветра не позволяют здешним рощам болтать долго, пусть даже и невинным берёзовым языком. Зато местные берёзы восхищают и трогают своим жизнелюбием и волей даже самые затверделые сердца. Перекорёженные и перекрученные, вырванные с корнем и переломанные пополам, плотно прижатые к земле – эти мужественные деревца ведут тут вечную борьбу за свою жизнь с ледяными ветрами, которые считают себя законными властителями этих мест. (Человек, правда, существо пошлое и саркастичное, прозвал эти героические деревца «пьяными берёзами».)
С ерментауских вершин, несмотря на их несерьёзную высоту, открываются во все стороны такие просторы, каких никогда не увидишь с заоблачных альпийских пиков! Бескрайняя степь с полями, озёрами, редкими посёлками, перечерченная упорными геометрическими колеями железных дорог и линиями высоковольтных проводов, уводит взгляд за горизонт. Взобравшись на такую верхотуру, можно часами шарить взором по этим бесконечным окрестностям, нисколько при этом не утомляя глаз.
Россия. Ореховый остров, стрелка с видом на Ладогу
В том месте, где величавая Нева истекает из Ладожского озера, долгие века находилась единственная точка, в которой Древняя Русь напрямую (без посредников) соприкасалась с Европой. Центром этой точки преткновения был маленький островок, ключ, запиравший (или открывавший – откуда смотреть) на запор возможность движения между Востоком и Западом. Орешек – Нотебург – Шлиссельбург.
В Орешек лучше всего отправиться из соседней Петрокрепости, от причала, что совсем недалеко от памятника Петру Первому (который и вернул островок России, отбив его у шведов в 1702 году). Лишь только минуются шлюзы старинных ладожских каналов, построенных когда-то вдоль южного берега Ладоги в интересах непрерывного судоходства, как взгляду представятся необыкновенный водный простор и островок с серыми стенами посередине.
Серые стены крепости ныне охраняют в основном рукотворное месиво из добротных красных кирпичей, которое оставила Отечественная война. Но если вы хотите увидеть что-то особое, то я бы посоветовал пройти сквозь стены – на стрелку Орехового острова. Настроение и состояние меняются моментально. Грудь переполняется наисвежайшим озёрным воздухом, а взор растворяется в лёгком тумане невообразимой ладожской дали. Единственные нарушители покоя – громадины сухогрузов «река – море», которые, как будто на параде, беспрестанно скользят мимо острова кошкинским фарватером. Следуя, собственно, теми же путями, по которым плавали драккары викингов и ладьи славян ещё в те века, когда народы ходили «из варяг в греки».
Китай. Мраморный корабль дворца Ихэюань
Летний дворец Ихэюань близ Пекина – образцовый китайский микромир. Тут в миниатюре воссоздано всё, что только должно было быть в Поднебесной империи: озёра, горы, леса, мосты, дворцы, театры, бронзовые изваяния (драконов, быков, единорогов), сосновые боры, пагоды и кумирни буддийского монастыря, тропинки среди причудливых камней, доки для «драконьих лодок», пруды с лотосом, беседки для любования чем-то, быть может, давно утраченным… Большой дворец – маленькая вселенная.
Где кончается природный ландшафт и начинается произведение дворцово-паркового искусства, понятно не всегда. Когда видишь всё воочию, то и не думаешь, что вот это обширное озеро Куньминху с теряющимися в дымке дальними берегами – порождение искусственное, а гора Вэньшоу над ним – удачно вписанный в Парк гармонии отрог Западных гор.
Простота отношения китайских мастеров к материалам завораживает. Самой известной диковинкой парка-дворца является Мраморный корабль «последней императрицы» Цыси. Корабль и вправду высечен из мрамора, лишь надстройки его деревянные. Несмотря на то что на строительство этого чуда ушёл когда-то годовой бюджет всего китайского военно-морского флота, Мраморный корабль никогда никуда не плавал. Да и не должен был. Ведь корабль он только по виду. По сути же оригинальный павильончик, в котором всесильная Цыси, стареющая владычица, падкая до всяких развлечений, предавалась своим любимым занятиям.
Андрей Михайлов