Сегодня мы отправимся в небольшой вояж по следам. По следам волка. Волчий след пронизывает мифическую историю цивилизации, сближая времена и народы: римлян и тюрков, персов и кельтов, скандинавов и африканцев. Анналы дают такую массу совпадений, что только патологическое чувство «самости» не позволяет человечеству осознавать очевидное, что все мы на этой планете – «одной крови».
РИМ. КАПИТОЛИЙ
Если подняться на Капитолийский холм с Форума, то обязательно обратишь внимание на скульптуру волчицы, хорошо знакомую по учебникам истории всем, кто хоть раз их открывал. Той самой, ещё доримской, с приставленными позже сосунками – Ремом и Ромулом. Однако это лишь точная копия этрусской статуи, оригинал хранится недалеко, в одном из капитолийских музеев. Статуя удивляет своими скромными размерами. Зная тягу Рима к масштабам, и судя по картинкам многие думают, что и она гигантская.
Прежде, чем попасть к волчице-матери, близнецы были брошены в корзине в реку по приказанию злобного дядюшки-узурпатора. Возмужавшие волчицины приёмыши вернули власть над Альба-Лонгой деду, а для себя решили построить какой-никакой городишко. Выбрав для этого небольшую горушку на берегу Тибра холм Палатин. Вот тут и случилось непредвиденное и непоправимое.
Братья-близнецы – хотя вряд ли они осознавали значение символического акта для истории цивилизации – никак не могли решить, кому проводить судьбоносную борозду по границам будущего города и быть таким образом его отцом-основателем. Додумайся они вместе взяться за ручки плуга, и всё сложилось бы иначе. Но братья не смогли подняться над своим временем, и Ромул пошёл и без затей убил Рема, дав вечному городу своё запятнанное кровью имя.
ЧОЛПОН-АТА. «РУХ ОРДО»
Едва ли не главной достопримечательностью ЧолпонАты (да и всего Иссык-Куля) стал любопытный культурнообразовательный комплекс «Рух Ордо». Созданный по задумке и при участии самого знаменитого киргиза мира Чингиза Айтматова и носящий ныне его имя.
«Рух Ордо» – это попытка. Очередной порыв примирить и соединить всех и вся. Но как мне кажется, сделано это тут не слишком тонко, а несколько грубо и механистично. А потому вряд ли способно привести к тому, что задекларировано в сути. Но любопытство вызывает.
Что такое «Рух Ордо»? Ухоженный и огороженный кусок побережья, на который поставили всё, что только можно. Часовни разных мировых религий, в которых особо желающие могут встать под купол и очистить душу (или ауру – кому что). И вперемешку – закиданная заветными монетами денежная жаба китайцев, скульптуры античных богинь, персонажей «Манаса», тюркских легенд, современные балбалы, изваяния президентов (Ататюрка, Назарбаева) и деятелей разных сфер культуры (Нобеля, Гюго), Гаврош с пистолетом…
Но на фоне всего этого культурного месива выделяется нарочито огрублённый бронзовый монумент изуродованного мальчика, поставленного на волчицу. Чтобы понять суть изображения, нужно вспомнить историю о происхождении тюрков. Здесь, как и в Риме, волчица вскормила найденного мальчика, последнего уцелевшего из целого племени (враги, обрубив ему предварительно руки и ноги, бросили малого умирать в болоте, а волчица нашла и вскормила.) Чтобы позже зачать от своего выкормыша чудесное потомство. Возмужав, 10 сыновей волчицы спустились с гор и взяли себе в жёны местных девушек. Союз этот знаменателен тем, что в конечном итоге он-то и дал начало всем тюркским народам.
ДОСТОЙНО ДРЕВНОСТИ
А вот если вы хотите увидать самого, пожалуй, большого монументального волка на земле, то вам необходимо посетить мемориал Адай-ата на горе Отпан, что возвышается над всем Мангыстау. В Казахстане за последние годы на сооружали много памятников родовым предками героям. Но ничего подобного по величию и величине тому, что сотворили казахи-адайцы в этом безводном месте, я не видел.
Сооружение в несколько десятков метров немного напоминает модернистскую православную часовню на Бородинском поле. Но одно дело – на поле, а другое – на самой вершине скалы. И ещё рядом – здоровенный светильник. В таких, на вершинах самых высоких гор Мангыстау, при появлении пыли и топота ахалтекинских аргамаков под супостатами-туркменами, тут же разводили огонь. И в каждом уголке земли адайцев знали: пора вооружаться и прятать женщин. И тут же – огромный бетонный волк, выполненный, как рассказывают, мастерами из Москвы. В его колоссальной пасти, среди зубов, отдыхают от зноя маленькие птички. Здешний волк – скорее символ. Олицетворение той вечной и бескомпромиссной борьбы, которую ведёт этот смелый хищник с человеком за свою жизнь.
Андрей МИХАЙЛОВ