Примерное время чтения: 6 минут
104

К чему приведут «горючие» игры

Выгоды и риски от роста стоимости бензина

В Казахстане готовятся к повышению цен на ГСМ. Действия правительства мотивированы попыткой сокращения объемов вывоза нефтепродуктов на территорию партнеров по ЕАЭС. Эксперты полагают, что стоимость топлива повлияет на рост цен — на все группы товаров. 

Равнение на Россию? 

Глава отечественного Минэнерго Канат Бозумбаев откровенно разочаровал большинство казахстанцев. Министр заявил, что ожидает повышения цен на топливо — планируется поэтапное выравнивание его стоимости с российским рынком.

— Разрыв только по бензину между нами и РФ, больше ста тенге за литр. Любые запреты будут неизбежно порождать коррупцию на границе, — сказал Бозумбаев. 

Глава энергетического ведомства попытался успокоить автомобилистов, заявив, что высокие цены не должны быть для них каким-то шоком. Он призвал не субсидировать соседние экономики. Дескать, тысячи российских машин заезжают на территорию Казахстана и заправляются дешевым бензином. Выход из ситуации — сделать топливо таким же дорогим, как у них. 

Пока в Минэнерго решили усилить «карательные меры»: совместно с налоговиками и КНБ РК готовится приказ об ограничении вывоза нефтепродуктов автотранспортом.

Ранее министр Бозумбаев рапортовал о завершении модернизации казахстанских НПЗ. Теперь, по его словам, бензина и дизеля в стране достаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Объемов горюче-смазочных материалов хватило для стабилизации и снижения цен. К примеру, за последние полгода стоимость популярной марки бензина АИ-92 стабилизировалась на уровне 142-145 тенге за литр. 

Экспортный вариант 

Правда, Бозумбаев обмолвился, что положением крайне недовольны отечественные нефтяники. Наполнение внутреннего рынка не приносит им прибыли, возник профицит высокооктанового бензина. Излишки продукции не удалось направить на экспорт. Чиновники не смогли договориться о поставках ни с Кыргызстаном, ни с Таджикистаном и Узбекистаном. Неясно, где и когда межгосударственные переговоры пошли «не в том русле». 

По данным комитета статистики МНЭ РК, например, в августе Казахстанне экспортировал бензин, дословно — совсем. За восемь месяцев 2019 года поставки на внешние рынки составили «мизерные» 6,3 тысячи тонн. Топливо отправилось в Российскую Федерацию и Беларусь. 
По словам экономиста Данияра Кумпекова, россияне столкнулись практически с такими же проблемами. Внутренний рынок перестал удовлетворять российских производителей. Нефтеперерабатывающие заводы стали заглядываться на внешние рубежи. 

— Однако в РФ пошли отличным от Казахстана путем. Здесь посчитали, что выравнивание цен с европейскими — путь в никуда. Правительство заключило с топливными компаниями соглашение о демпфере. 
Механизм работы выглядит так: если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. Ну а если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли. Впрочем, механизм работает крайне нестабильно, — говорит Кумпеков.

Эксперт отмечает, что в братском Кыргызстане очень ждали дешевого бензина из Казахстана. Местная ассоциация нефтетрейдеров даже поставила правительству ультиматум: либо ускоряете переговоры с казахами, либо страну ждёт топливный коллапс. На границе даже начались перестрелки между бензиновыми контрабандистами, которые не могут поделить объемы левого топлива из РК. 

— Возможно, давление со стороны отечественного нефтяного лобби и привело к такой противоречивой инициативе по выравниванию. Впрочем, членство в Евразийском экономическом союзе пока не приносит счастья простым казахстанцам. Благодаря различным единым техрегламентам в Казахстане происходит выравнивание цен на сигареты, молоко, алкоголь и сахар. Ориентир — доминирующая в интеграционном объединении экономика России, — считает Данияр Кумпеков. 

Акциз и ныне там... 

Свои предложения по ограничению субсидирования российской экономики подготовили и в Министерстве национальной экономики. В ведомстве предлагают с 1 декабря 2019 года увеличить акцизы на бензин. 
Согласно поправкам, ставка для оптовой торговли увеличится с 10 500 до 24 435 тенге за тонну, для розничной реализации бензина — с 11 000 до 24 935 тенге за тонну. 

В Миннацэкономики отмечают, что в приграничных районах заправка дешёвым казахстанским бензином со стороны россиян носит массовый характер. Аналогичный объем замещаемого российского топлива направляется в Европу, а местные нефтетрейдеры платят таможенные пошлины в бюджет РФ. 

В ведомстве прогнозируют: после увеличения акцизов средняя цена бензина вырастет до 160 тенге за литр. Однако чиновники уверены, что повышение не окажет радикального влияния на уровень инфляции. Дело в том, что по действующей методике расчета индекса потребительских цен топливо занимает 3,1%. Поэтому глобального роста цен на продукты не предвидится, уверены в МНЭ РК. 

Более того, по информации министерства, шестипроцентное повышение сбора пополнит госбюджет на 50,5 млрд тенге. Собранные средства будут направлены в социальную сферу. 

Количество снизит качество 

С позицией Министерства экономики не согласен управляющий директор Центра исследований прикладной экономики Олжас Тулеуов. По его мнению, в ведомстве к повышению цены на бензин относятся излишне оптимистично. Уже в ближайшем будущем Казахстан может столкнуться с ухудшением качества потребления — меры правительства приведут к удорожанию всех групп товаров. 

— Появились сообщения о предполагаемом повышении акцизов на бензин в Казахстане в 2,5 раза. При этом розничная цена на бензин должна увеличиться с текущих значений на 10 тенге, или на 6,5%. 
По оценкам МНЭ РК, подобное удорожание топлива должно привести к дополнительному росту инфляции лишь на 0,35%. Однако, учитывая ощутимую величину повышения и его мультипликативность в части влияния на цены других товаров и услуг, мы посчитали подобную оценку МНЭ довольно оптимистичной, — написал Тулеуов на своей странице в Facebook. 

По мнению экономиста, в течение года продовольственные товары суммарно вырастут в цене на 0,71 процентных пункта, непродовольственные товары — на 1,72 п. п., платные услуги — на 0,46 п. п. 
Больше всего подорожают услуги транспорта и затраты на эксплуатацию транспортных средств. Также пострадают одежда и обувь, предметы домашнего обихода и бытовая техника, продукты питания и безалкогольные напитки, услуги здравоохранения. Меньше всего на бензиновый скачок отреагирует стоимость услуг связи, ресторанов и гостиниц, уверен эксперт. 

Решение Миннацэкономики может увеличить инфляционные значения до 6,91%, что превышает заявленный Нацбанком коридор в 4-6%. 
— И самым интересным в этом процессе будет то, что Нацбанк в целях снижения подобных инфляционных рисков логично повысит базовую ставку. Это может удержать инфляцию в коридоре. Однако не за счет снижения цен на бензин, а за счет сдерживания роста цен продовольственных и в большей мере непродовольственных товаров. Как итог — качество потребления населения в Казахстане продолжит ухудшаться, — резюмировал Олжас Тулеуов. 

Данияр Ашигалиев

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно