Примерное время чтения: 10 минут
249

Метро для всех  

Коммунальное государственное предприятие акимата города Алматы "Метрополитен" / Из личного архивa

Планы по созданию доступной среды для людей с инвалидностью

Алматы – живой, стремительно развивающийся мегаполис. Но вместе с ростом города растут и проблемы: пробки, активный дорожный трафик и необходимость быстрого, удобного транспорта. В этих условиях метро становится не просто альтернативой, а настоящим спасением. Особенно для тех, кто сталкивается с дополнительными трудностями в передвижении.

Сейчас алматинское метро – не только скорость и комфорт, но и доступность. Пандусы, лифты, тактильные указатели, звуковые оповещения – все это создает среду, в которой человек с ограниченными возможностями может чувствовать себя уверенно и независимо. Но на этом развитие не останавливается. Мы встретились с представителями администрации метро, чтобы узнать, какие условия уже созданы для людей с ОВЗ, как проходит их путь и какие улучшения ждут впереди. Ведь современный город – это тот, где комфортно всем, без исключения. В администрации нас встретили радушно и приятно удивили серьёзностью не только к пропускной системе, но и к своей работе. На наши вопросы ответил Арсен Джангильдин, заместитель директора по эксплуатации Коммунального государственного предприятия акимата города Алматы «Метрополитен».

Арсен Джангильдин

– Арсен Даукенович, что делается в метро для удобства и безопасности пассажиров с инвалидностью? На что ставится акцент – на технические решения или работу персонала?

– Мы считаем, что важны оба аспекта, как современные технические решения, так и квалифицированная помощь персонала. Метрополитен стремится создать по-настоящему доступную среду, и этот процесс продолжается, совершенствуется с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. Для слабовидящих пассажиров действует жёлтая навигация. На входах большинства станций имеются телефоны вызова. При входе человек с инвалидностью может воспользоваться домофоном или телефоном связи с дежурным персоналом. На каждом устройстве указан номер схода, достаточно назвать его, чтобы сотрудник знал, откуда встречать особого пассажира.

 

После этого сотрудник помогает пройти от входа в метро к эскалатору. Там коляска фиксируется, пассажира пристёгивают ремнями безопасности, и начинается спуск. Далее человек сопровождается до поезда, садится в вагон, а дежурный по радиосвязи сообщает на нужную станцию, в каком вагоне едет пассажир, чтобы его могли встретить и помочь при выходе. На сегодняшний день исходя из своих финансовых возможностей КГП «Метрополитен» обеспечивает обслуживание маломобильных пассажиров.

– Какие вопросы вам еще предстоит решить?

– К сожалению, у нас еще есть проблемы, с которыми сталкиваются маломобильные пассажиры в метро:

  1. Не на всех входах станций имеются пандусы и подъемники, особенно остро это ощущается на старых станциях, где вход оборудован только лестницами.
  2. Недостаток лифтов и вертикальных, горизонтальных подъемников: невозможно спуститься или подняться на платформу без посторонней помощи.
  3. Недостаточная визуальная и звуковая информация, что затрудняет ориентирование слабовидящим и слабослышащим людям.

По отсутствию пандусов и подъемников есть и объективные причины: это не возможность сужения путей эвакуации пассажиров с соблюдением норм пожарной безопасности, а также невозможность технически установить пандусы из-за нехватки расстояний для организации необходимого вылета пандуса.

Но мы не сидим на месте. С нашей стороны ведется работа. К примеру, для более четкой ориентации по станциям метро, для незрячих пассажиров планируется установка информационных досок со шрифтом Брайля на входах и кассовых залах. Кроме того, в 2026 году специалистами метрополитена планируется:

  • Проведение аудита текущего состояния доступности станций (возможность сооружения дополнительных лифтов, горизонтальных и наклонных подъемников и т. д.).
  • На основании аудита будет разрабатываться проектно-сметная документация поэтапного решения возникших проблем.

– На всех ли станциях установлены лифты или подъемники? Что происходит, если их нет?

– Первая линия метрополитена была спроектирована ещё в конце 1980-х годов и открыта в 2011 году. Поэтому, например, станции «Райымбек-батыра» и «Алатау» оснащены вертикальными подъемниками, они рассчитаны исключительно на инвалидов-колясочников. На станциях «Сайран», «Москва» имеются лифты с кассового зала на платформу. На входах станций лифтов, к сожалению, нет. Более новые станции «Сарыарка» и «Момышулы» уже адаптированы под современные требования: на них установлены бытовые лифты, удобные и для других маломобильных пассажиров. Навигация на всех станциях также присутствует.

– Проходят ли ваши сотрудники какое-то специальное обучение для работы с маломобильными пассажирами?

– Наши сотрудники проходят подготовку по взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями. Специального центра обучения пока нет, но у нас есть разработанная программа на основе опыта и рекомендаций профильных специалистов. Обучение проходит непосредственно в условиях метрополитена с использованием специализированного оборудования, ведь у него есть технические особенности, которые важно учитывать при сопровождении пассажиров.

– Скажите, работают ли в метро сотрудники с инвалидностью? Если да, на каких должностях?

– У нас трудятся девять сотрудников с инвалидностью различной степени. Они задействованы в разных подразделениях.

– Предусмотрена ли первая помощь в случае экстренной ситуации с пассажиром? Какова схема действий?

– Все сотрудники метро проходят обучение по оказанию первой доврачебной помощи. На каждой станции дежурит фельдшер, мы сотрудничаем с медицинской клиникой. В случае необходимости фельдшер вызывается немедленно и оказывает помощь до приезда скорой. Мы стремимся к тому, чтобы каждый человек, независимо от состояния здоровья, чувствовал себя в метро уверенно, безопасно и комфортно.

Подводя итоги встречи, хочется сказать, что создание доступной городской среды – это не разовая акция, а системная работа, требующая внимания, вложений и, главное, осознания: все мы часть одного пространства. Метрополитен – не просто транспортная система. Это место, где человек должен чувствовать себя в безопасности, независимо от своих физических возможностей. И та работа, которая ведется сегодня, – шаг к более справедливому и ответственному обществу, где у каждого есть право на движение, комфорт и уважение. Путь к настоящей доступности не быстрый, но каждый реализованный проект, каждая обученная смена, каждая встреча пассажира у входа – это движение в правильном направлении.

Анастасия СТЕФАНОВА

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых