Театральный сезон в итальянском городе Генуя нынешней осенью открыли новой постановкой оперы Джузеппе Верди «Трубадур». На афишах в титрах к спектаклю значились имена художников по костюмам: Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова, о которых российский зритель уже знает по спектаклям в Казани и Новосибирске.
Казахстанские художники-декораторы уже не первый раз с успехом помогают театральным режиссерам ставить яркие представления. В их арсенале опыт сотрудничества с разными сценическими площадками, костюмы к таким шедеврам музыкального оперного искусства как «Турандот», «Летучая мышь», «Дон Карлос», «Евгений Онегин».
Для генуэзской публики «Трубадур» является символом возрождения их театра. Оперная и балетная площадка «Театра Карло Феличе» считается в Италии одной из ведущих и негласно соперничает с миланской «Ла Скалой». Каждая новая постановка здесь — грандиозное событие для города. Петь и танцевать приглашают лучших из лучших, не говоря уже об осветителях и костюмерах. Имя Джузеппе Верди и его опера «Трубадур» — знаковые для генуэзцев. Когда здание театра только построили в 1828 году с большой помпой, то написать музыку к первому спектаклю пригласили именно Верди, а когда полностью отреставрированный «Карло Феличе» в 1991 году вновь распахнул свои двери перед любителями оперы, то они увидели именно «Трубадура». Выбор постановщиков не случаен — именно «Трубадур» представляет из себя яркий каскад популярных арий, сменяющих одна другую.
И вот, уже в нашем веке, спустя 28 дет после реконструкции новая постановка оперы Верди, завершающей трилогию Верди «Травиата» — «Риголетто» — «Трубадур». И зрители опять в полном восторге.

— Сцена выглядела невероятно красиво. Это вращение конструкции благодаря оборудованию, постоянная смена света и костюмов, ну и сама музыка — это просто потрясающе! — признаётся после спектакля завсегдатай Карло Барбиери. Опрос других зрителей после спектакля не оставляет сомнений в успехе — «шедевр», «великолепно», «фантастика», «ожидал, но не думал, что так прекрасно», и это далеко не полный перечень услышанных эпитетов.
Итак, в Генуе на весь зимний период начался большой праздник по имени «театральный сезон», и одними из виновников большого успеха «Карло Феличе» стали казахстанские художники. Как не порадоваться за соседей по общему культурному наследию на постсоветском пространстве! И, разумеется, у российских и казахских театралов к Павлу Драгунову и Софье Тасмагамбетовой много вопросов: откуда они взялись, как вышли на международную орбиту, что привело их к успеху? Попробуем ответить.
Ключевым и взлетным для творческого тандема художников Драгунов —Тасмагамбетова был, пожалуй, прошлый год, когда в результате народного голосования на сайте vote.cultural.kz выявились 50 лучших художников Республики Казахстан. Павел Драгунов попал в число лидеров, что не удивительно. К тому времени у портретиста уже был обширный послужной список участия в городских, республиканских и международных выставках изобразительного искусства, с успехом прошли персональные выставки. С 1994 по 2007 год он преподавал на кафедре станковой живописи АГУ им. Абая — в вузе, который и окончил. С 2012 года Павел Геннадьевич занимается сценографией и созданием костюмов. В Алма-Ате он участвует в постановке ряда спектаклей, в том числе к балету «Легенды великой степи» на музыку казахстанских композиторов. Потом его приглашают в Астану как художника-постановщика балета «Карагоз» на музыку Газизы Жубановой. В 2016 году «Турандот» в Новосибирске и «Летучая мышь» в Казани. На момент голосования Павел Драгунов — известная личность в театральных кругах. Он плотно работает с «Астана опера» над постановкой национальных опер «Кыз-Жибек», «Биржан и Сара».

Портреты Софьи Тасмагамбетовой, талантливой ученицы Павла Драгунова, тоже были оценены любителям искусства в Казахстане по достоинству. И она в топ-50, что и послужило обоим народной путевкой в жизнь оперного искусства на международном уровне.
— Нашей главной целью при постановке «Трубадура» в Генуе было передать дух, атмосферу самого либретто, оперы, — рассказывает Софья Тасмагамбетова. — В первую очередь мы хотели прочувствовать и передать то, что композитор хотел сказать в своём произведении. Буквально недавно мы работали над оперой «Дон Карлос», тоже Верди, и потому нам легко было перейти к «Трубадуру». Мы даже не успели выйти из-под магии итальянского маэстро.
По рассказам художницы, на сцене в «Театре Карло Феличе» установлен поворотный круг, на котором и стоит вся декорация. Смена декораций происходит путем вращения сцены на глазах у зрителей. Это очень удобно для «Трубадура», поскольку в цепи быстро сменяющегося действия и в силу темпа музыки сделать паузу невозможно.
Работая вместе, Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова делают полную сценографию спектаклей, начиная от декораций и заканчивая костюмами. Павел работает над мужскими, Софья — над женскими образами. «В таком деле как театральный костюм и декорация для меня нет мелочей, — заявляет Софья. — И я готова работать над образами дни и ночи напролет». После знакомства с либретто сценографы приступают к выполнению эскизов, декораций, реквизита, бутафории, рисуют остальные детали и аксессуары для каждого персонажа в отдельности, потом уже непосредственно костюмы. На один спектакль надо создать 300-500 костюмов и различных аксессуаров к ним, прорисовав каждую деталь. И все это должно соответствовать замыслу режиссера, и эстетически, и интеллектуально оправдать ожидания зрителей.

Костюм, разумеется, не просто антураж, красивость. Он должен исподволь помочь зрителю в понимании героя. «Мы ведь сначала видим, а потом уже слышим, и если то, что мы видим, выстроено поперёк музыки и сюжета, наступает дискомфорт. Поэтому целью работы сценографа и художника по костюмам является не просто создание красивого фона спектакля, а той органической атмосферы, помогающей донести до зрителя основную суть спектакля», — замечает Софья Тасмагамбетова, выпускница колледжа искусств и дизайна «Челси» в Лондоне. Позже она училась в Мидлсекском университете по специальности «Искусство и дизайн», и уже на родине окончила Национальную академию искусств имени Т. К. Жургенова.
Творческие планы у Софьи Тасмагамбетовой и Павла Драгунова пока без изменений — работать с оперными и балетными театрами им нравится, хочется больше и больше сотрудничества, принципиально новых спектаклей. Хотите заманить к себе молодые дарования? Пишите либретто.
Андрей Майстров
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть