Детское кино в Казахстане в упадке. Эксперты говорят: детское кино стало непопулярным во всем мире. Это, мол, заведомо убыточные проекты, ведь сегмент для школьников плотно заняла анимация.
С такой постановкой вопроса не согласен Марат Сарсенбаев, художественный руководитель детской школы-студии «Кинокио», режиссер и член Союза кинематографистов Казахстана. Он уверен: этот сегмент сейчас очень важен и нужен нашей стране.
Проект «Кинокио» появился в 2009 году. За это время были сняты сотни короткометражек. Причем на этой студии нет кастингов, а дети сами пишут сценарии, работают с камерой и играют роли. Взрослых в таких фильмах практически нет. С самого начала это был телепроект, подобный старому, доброму «Ералашу», говорит Марат Сарсенбаев. Маленькие фильмы задумывались как юмористические зарисовки. Но в последние годы команда «Кинокио» все больше стала уделять внимания социальным вопросам – детям-инвалидам, школьным проблемам, выбору профессии и отношениям с родителями.
– Наши дети снимают не только короткометражки, но и мини-сериалы, – говорит Марат Сарсенбаев. – Мы решились и на полные метры. Совсем скоро в Уральске планируем съемки картины о детях с ограниченными возможностями. К тому же недавно заключили меморандум с нашими грузинскими коллегами. будем сотрудничать. В основном мы берём темы дружбы и солидарности, первой любви, детских переживаний и всё это по возможности заворачиваем в юмор. Нам интересны подростки – их внутренний мир и взгляд на проблемы взрослых. Кстати, мастер-классы у нас ведут на казахском и русском языках, а группы делятся по возрастам – младшая, средняя и старшая.
Детские киностудии сейчас действуют в пяти городах республики, в основном в западном и южном регионах страны. Казахстанские школьники не отличаются друг от друга независимо от города. Всех волнуют одни и те же темы и, конечно, сам кинематограф. Дети заражаются страстью к кино, отвлекаются от гаджетов и с удовольствием снимают фильмы.
Марат Сарсенбаев добавляет:
– Некоторые подростки из детской киностудии планируют связать свою судьбу с кино – поступают в академию им. Т. Жургенова, в Университет искусств в Астане. Но бывает, что родители против такой карьеры и отдают детей против их воли в технические вузы. Конечно, детский кинематограф у нас сейчас совсем не развит, но мы стараемся. Дело в том, что такие фильмы не берут в прокат, т. е. на большие экраны. Считается, что они нерентабельны. Поэтому все снимают авторское кино и артхаус в основном для международных кинофестивалей. Площадки для наших короткометражек – это телеканалы «Ель-Арна», «Жастар-1» и «Народное телевидение». Но даже они практически ничего не платят. Берут – и хорошо!
Чтобы снимать качественные полные метры с маркером (0+), нужны спонсоры и меценаты. Бывает, что в съемочный процесс вкладываются и сами родители. Возродить детское кино может помочь государство. Но пока к детским кинопроектам чиновники остаются глухи. Правда, не так давно детская студия всё-таки осуществила проект совместно с Республиканским учебно-методическим центром дополнительного образования – они сняли серию обучающих вебинаров.
Ольга Нагаева