aif.ru counter
38

Бесценные мгновения

В Алматы с успехом прошла премьера художественного фильма «Девушка и море»

Эта картина – вторая часть социальной трилогии «Безграничные возможности», повествующей о жизни молодых людей с ограниченными возможностями.

В основу сюжета фильма легла реальная история из жизни воспитанницы Ассоциации родителей детей-инвалидов «АРДИ» Динары Шариповой. Девушка с детства была прикована к инвалидной коляске, но благодаря сильной воле несколько лет назад самостоятельно сделала первые шаги. У Динары – насыщенная жизнь. Она пишет рассказы, рисует и вышивает ногами, занимается бисероплетением. Работы Шариповой хранятся в частных коллекциях в Казахстане, Англии, США и Японии. Корреспондент «АиФ» побывал на премьере фильма и побеседовал с одним из создателей картины, режиссером Азизжаном Заировым.

Режиссёр фильма Азизжан Заиров
Режиссёр фильма Азизжан Заиров Фото: из газетных материалов

– Вы очень долго и упорно к ней шли. Фильм уже посмотрели не только казахстанские, но и иностранные зрители. Каковы их первые оценки?

– Меня очень порадовала благосклонная реакция публики. Картина хорошо принята зрителями. Последние показы в Алматы, которые проходили сразу в пяти кинозалах, собрали аншлаги. После показа посыпались восторженные отклики, и это вдохновляет. Значит, нам удалось достучаться до сердец.

Сейчас моя задача как продюсера картины состоит в том, чтобы она вышла в широкий прокат и ее смогли посмотреть как можно больше зрителей. 24 ноября состоится премьера фильма на казахском языке в ТРЦ «Globus». Также пишем тифло-сценарий, для того чтобы адаптировать фильм для незрячей и слабовидящей аудитории. Буду договариваться о показе фильма с сетью кинотеатров Bekmambetov Cinema, чтобы он вышел хотя бы в ограниченный прокат. Также надеемся, что фильм покажут отечественные телеканалы. Планируем участвовать в различных кинофестивалях. Хотим, чтобы в других странах тоже знали о нас, так как поднимаем не просто социальные проблемы людей с инвалидностью, а показываем их внутренний мир.

Шаг за шагом

– Вы давно вынашивали идею фильма. Какую цель вы ставили перед собой, приступая к съемкам?

– Мы хотим, чтобы зрители узнали о том, что люди с ограниченными возможностями, несмотря на проблемы со здоровьем, очень глубокие и душевные. Трилогия поэтому так и называется – «Безграничные возможности»: внутри у них бушует целый океан страстей и эмоций. Они способны творить чудеса и в творчестве, и в жизни. Для начала надо побыть с ними на одном уровне: опуститься на колени, взглянуть им в глаза не сверху вниз. Тогда вы все поймете и почувствуете сами...

– Насколько мне известно, фильм был снят в рекордно короткие сроки – всего за полтора месяца. Как вам удалось это сделать, учитывая то, что большинство ролей в фильме исполняют люди с ограниченными возможностями, а им не под силу высокий темп в работе?

– На самом деле фильм был снят не за такой короткий срок. Работа над картиной велась длительное время, а подготовка шла годами. До финансирования из госбюджета мы снимали его частями, вкладывали и свои личные средства, а также и деньги, полученные от частных спонсоров. Можно сказать, что вытягивали фильм шаг за шагом. Так как средств не хватало, приходилось экономить буквально на всем. Но все были счастливы. Особенно ребята, потому что им удалось выйти из привычного мира. А когда после долгих мытарств нам выделили деньги, для ребят из «АРДИ» съемки в фильме стали настоящим праздником.

Они работали вместе с профессиональными артистами, на настоящей съемочной площадке, с ними возились гримеры, костюмеры… Выкладывались по полной программе. Ребята получили огромный опыт, причем то же самое можно сказать и о съемочной группе, потому что мы впервые работали с такой высокопрофессиональной аппаратурой. Все, что было снято ранее, не вошло в фильм, так как снимали на фотоаппарат.

Мы требовали от наших артистов как с настоящих профессионалов. Несмотря на проблемы со здоровьем, они продолжали упорно работать. Помню, Динаре Шариповой было больно долго сидеть в неудобной позе, но она терпела. На их месте некоторые профессиональные актеры могли запросто «включить звезду». Наши же выкладывались до конца, и я им за это очень признателен.

– Как отразились в жизни ребят съемки в фильме?

– После съемок ребята рассказывали, что впервые почувствовали себя полноценными людьми, стали более раскрепощенными, а ведь раньше даже простой поход в магазин за хлебом был для них настоящим испытанием. Многие ребята получили свои первые в жизни гонорары, и для них было очень важно правильно ими распорядиться. Многие горели желанием не только заработать, но и отдать эти деньги родителям. Ведь именно они всегда находились рядом в самые трудные моменты жизни.

Наша заветная мечта – чтобы работа над фильмом благотворно отразилась на судьбах ребятах, поменяла их жизни к лучшему. И кстати, так и происходит. Например, после первой части трилогии у нас образовалась супружеская пара, чему мы безмерно рады. И сейчас в жизни героев второй части тоже происходят изменения. Пока не могу сказать, какие именно. И для нас такие мгновения бесценны. Уже ради этого стоило создавать фильм!

– В основу фильма легла реальная история из жизни Динары, которая хотела встретить свою любовь, родить ребенка и создать семью. Принимала ли она участие в написании сценария?

– Динару я знаю с тех пор, когда она была еще подростком. Много лет назад во время откровенного разговора спросил ее, о чем она мечтает. Девушка призналась, что о семье. Когда в «АРДИ» приходили мамы с маленькими детьми, она всегда тянулась к малышам, хотела их подержать, понянчиться.

Героиня Динары в фильме – ее реальный прототип в жизни. Истории других киногероев также взяты из реальной жизни. Например, наша юная звезда Канагатик обожает футбол, он – фанат Роналду. Мы обыграли этот момент в фильме, когда от несчастной любви к девушке его спасает страсть к футболу. Вообще, мечтаю собрать деньги и отправить мальчишку на чемпионат мира.

Также мы очень хотели, чтобы старшую сестру главной героини сыграла самая близкая подруга Динары Гюзяль. Но из-за того что съемки фильма затянулись, в ее жизни произошли изменения: она вышла замуж и родила ребенка, поэтому, когда мы приступили к полномасштабным съемкам, уже не могла ее сниматься. Мы пригласили профессиональную казахстанскую актрису театра и кино Гульбахрам Байбосынову. Надо сказать, что она прекрасно справилась со своей задачей.

– Продолжительность фильма почти два часа. Слышала, что за хронометраж вам пришлось побороться?

– Да, «Казахфильм» потребовал от нас, чтобы мы сократили фильм до стандартных полутора часов. И даже без нашего ведома урезали картину. Мы были категорически против. Это рушило всю канву повествования. Пришлось обратиться в Министерство культуры РК, там тоже рекомендовали сократить фильм на 30 минут. Мы опять отказались. В итоге сократить все равно пришлось на 8 минут. Монтируя фильм и так, и эдак, убедились, что делаем его только хуже, так как отдавали в жертву целостность повествования. В итоге нам удалось отстоять фильм и сохранить его в первоначальном виде.

Место в жизни

– В своем творчестве вы делаете особый акцент на социальное кино. Чем вызвана такая приверженность?

– Я занимаюсь созданием социальных фильмов, которые рассказывают о жизни людей с особыми потребностями, потому что сам пережил похожую боль. Я – инвалид второй группы, вырос в детдоме. Мне не понаслышке знакомы переживания наших героев. После выхода из детдома не было рядом людей, которые бы поддержали меня, указали верный путь. Мне повезло, что я встретил их чуть позже. Теперь хочу помочь молодым людям найти свое место в жизни. Мы работаем в тандеме с моим другом Мухаммедом Мамырбековым, это известный сценарист и режиссер. В самом начале нашего сотворчества договорились, что будем снимать только нужное кино, а не одноразовые комедии.

– О чем будет заключительная часть трилогии и будут ли в нем задействованы герои этого фильма?

– Третий фильм – это гимн всем матерям, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. Они всю свою жизнь посвящают им, что вызывает огромное восхищение и уважение. Я годами вижу жизнь таких мам и детей вне экрана, в будние дни. И то, что остается за кадром, далеко не всегда так красиво и легко, как на картинке. Но мамы всегда рядом с детьми. Драматургия фильма будет усилена еще и тем, что мама узнает об онкозаболевании ребенка.

– Ваши планы на будущее, помимо кино…

– Если говорить о планах глобально, то мечтаю создать специализированный центр в Алматы, куда могли бы приходить все – и воспитанники детских домов, и ребята, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и дети с ограниченными возможностями, чтобы получить базовые навыки в разных сферах творчества. Чтобы им всегда было куда прийти за помощью, пониманием и поддержкой.

Джамал Алим

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество