Примерное время чтения: 10 минут
737

Поход к последнему морю

Режиссёр культовой «Иглы» Рашид Нугманов работает над уникальным сериалом о хане Бату.

Какую клятву дал хан Бату (Батый) Чингисхану? Как Новгород избежал монгольского нашествия? почему Бату хотел завоевать Рим, а не Константинополь? Как создание улуса Джучи (Золотой орды) отразилось на будущей истории Казахского ханства и Московского княжества? Какую роль в евразийской истории сыграли взаимоотношения между Бату и Александром Невским? Как западный поход Бату отразился на современной геополитической ситуации? Ответы на эти вопросы прошлого зритель в недалёком будущем сможет узнать из сериала «Бату», работу над которым начал режиссер Рашид Нугманов. 

Фото: из газетных материалов/ Фото из архива Рашида Нугманова

Возвращение к истокам

– Рашид Мусаевич, в теме истории монгольской империи большинство кинематографистов предпочитает обращаться к Чингисхану. Почему вы решили взяться за съемки киноленты о его внуке Бату? Это притом что исторические фильмы относится к числу самых дорогих. Нужно располагать не только творческим, но и финансовым потенциалом... 

– Пока речь идет не о запуске в производство сериала. Мы находимся в предподготовительном периоде и поиске партнёров. Подали заявку в Национальный центр поддержки кинематографии на съёмки стартового документального фильма с игровыми сценами, ведём активные переговоры с российскими и зарубежными компаниями. Ведь историю Бату невозможно снять силами одного Казахстана, без копродукции с Россией, Монголией, Европой. Его судьба неотделима от похода на запад, где Русь, половецкая степь, Священная Римская империя – центральные игроки. Судьбы Бату, Александра Невского, Папы Римского тесно переплетены, а Рим – конечная цель всей кампании.

Как многие сверстники, в детстве я зачитывался трилогией Василия Яна: «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю». Моё первое архитектурное образование также постоянно возвращало к этой теме: около четырёх лет я проработал в обществе охраны памятников истории и культуры Казахстана. Определённую роль сыграло и то, что в 2007 году членов нашей семьи неожиданно пригласили в Казань, где на основе губернских архивов нам раскрыли свидетельства происхождения из княжеского рода Мамлеевых по линии матери. На нашем родовом гербе изображена тамга, которая является перевернутым знаком хана Золотой Орды Менгу Тимура, внука Бату, – именно он сделал Золотую Орду независимой от Монгольской империи. Как эта тамга появилась на гербе, до сих пор для меня загадка, нo вопрос интересный. Кстати, в Крыму в краеведческом музее хранится точно такой же герб, высеченный в камне. Дед носил имя Ислам-Гирей, а крымские ханы, как известно, именовались Гиреями. Не оттуда ли?

Всё это подспудно создавало почву для проекта. А когда в 2014 году ко мне подошел однокурсник по ВГИКу Ардак Амиркулов и предложил: «Рашид, почему бы не сделать фильм о Бату?», – я понял, что время настало и начал работу над сценарием.

Герб князей Мамлеевых
Герб князей Мамлеевых Фото: из газетных материалов/ Фото из архива Рашида Нугманова

Выйти из тени Чингисхана

– Этот жанр требует погружения в исторические источники, где всё отнюдь не однозначно. Наверняка перед вами встал выбор: какой концепции придерживаться? 

– Я сразу отмёл беллетристику и в поисках информации из первых рук погрузился в летописи: персидские, китайские, монгольские, тюркские, российские. Очень скоро убедился, что они, как и художественные романы, во многом противоречат друг другу, дают разную оценку многим историческим деятелям, и личности Бату – в частности. Постепенно из противоречивых фрагментов стала складываться некая трёхмерная картина, ведь истина всегда где-то посередине. Я лишний раз убедился, насколько интересен, глубок и неоднозначен образ Бату. В кино он до сих пор не раскрыт: мелькает то тут, то там бледной тенью, в узком ракурсе. Его всегда заслонял образ Чингисхана. 

Ардак предлагал сделать фильм, но я твёрдо стою на том, что это должен быть сериал. Полутора часов экранного времени будет недостаточно, чтобы полноценно раскрыть тему, ведь фильм может рассказать лишь о каком-то эпизоде жизни Бату, а мне бы хотелось с помощью сериала показать всю кривую его пути к сверхзадаче. Учитывая, что на этом пути переплетаются судьбы очень многих людей на пространстве Азии и Европы, и одного сезона недостаточно. 

– То есть это будет исторический сериал в духе «Сулеймана Великолепного»? 

– Не совсем так. Я выбрал жанр детектива. В начале картины на охоте, якобы от копыт раненого кулана, происходит загадочная гибель Джучи, отца Бату. Подозревая заговор, 18-летний Бату даёт клятву Чингисхану, что найдёт этого Аксак Кулана и накажет его, кем бы тот ни был: диким ослом, заговорщиком или самим великим ханом. 

– Сколько серий вы предполагаете снять? 

– Это классический формат так называемого мини-сериала. То есть не 100 серий в одних и тех же интерьерах, как в сезонах мыльной оперы, а от 8 до 12 серий высокого кинематографического качества. 

– И сколько будет сезонов? 

– Все зависит от зрительского успеха. Та история, которую я прописал – от клятвы Бату до её осуществления, от гибели Джучи в 1227 году до казни последнего из заговорщиков в 1252-м, – занимает ровно 25 лет, четверть века. Она не уложится в рамки одного сезона и потребует минимум двух-трёх, учитывая колоссальное количество задействованных лиц, взаимосвязанных событий и геополитических потрясений. 

– Где вы планируете проводить съемки? 

– В этом проекте три важные локации, без которых невозможно разрешить шараду. Все они имеют равноценную значимость и шаг за шагом раскрывают нам, как неопытный 18-летний юноша, брошенный в эпицентр глобальной интриги, становится выдающимся политиком. Первая локация – Великая степь, которая включает кочевое пространство от Орхона до Дуная. Вторая – Русь. И третья – Священная Римская империя, «Первый Рейх», конечная цель завоеваний Бату. Все эти территории раздираемы противоречиями. Монголы – отнюдь не монолитный этнос. 

Чингизидов разъедает противостояние двух лагерей. С одной стороны – дома Джучи, старшего сына Чингисхана, и Толе, младшего сына. Они действуют совместно против домов Чагатая и Угедея, второго и третьего из сыновей. Это жестокое династийное противостояние, связанное с заговорами, предательством и убийствами. Русь XIII века, утратившая единство около сотни лет назад, раздроблена на независимые княжества, находится в состоянии перманентной борьбы, а великое княжение оспаривает у Киева новый центр притяжения – Владимир. 

Пользуясь междоусобицей, Священная Римская империя пытается распространить католицизм на восточные земли и тем самым подчинить их своему управлению. Однако и в самой империи царит раздор между папским престолом и германской аристократией. Все эти силы находятся в сепаратных поисках внешних союзников, и каждая из локаций рассказывает свою историю, непосредственно связанную с задачей Бату, ведь заговор носит глобальный характер. Соответственно, съёмки неизбежны и в Казахстане, и в России, и в Европе. 

Слева – тамга Бату, справа – тамга Менгу-Тимура.
Слева – тамга Бату, справа – тамга Менгу-Тимура. Фото: из газетных материалов/ Фото из архива Рашида Нугманова

Фильм без границ

– Вы будете и сценаристом, и режиссёром? 

– Использовать одного режиссёра в историческом минисериале нерационально. Три абсолютно разные локации отличаются по языку, культуре, традициям, костюмам, архитектуре. Я собираюсь осуществить модель, когда в одном сезоне могут быть задействованы двое, трое, четверо режиссёров. Сцены в древней Руси могут снимать российские кинематографисты. Сцены в Риме – европейские. Казахстанские режиссеры будут задействованы во время съемок степных сцен. 

Я в качестве создателя и шоураннера (исполнительного продюсера) обязан отвечать за сценарную основу и управлять всем творческим процессом, нанимать сосценаристов и режиссеров, съемочную группу, проводить кастинг, блюсти единство концепции и стиля, сохранять драматургический фокус и не давать проекту развалиться на бессвязные части, съехать в жанровую мешанину или в мёртвый идеологический памфлет. Разумеется, планирую снять пару ключевых эпизодов и сам в качестве постановщика, а вот в документальную драму пригласил режиссером Ерлана Нурмухамбетова – жду очень интересных результатов от нашего сотрудничества. 

– Что вы пожелаете казахстанцам в новом году? 

– Чтобы 2020 год стал годом прорыва как для киношников, так и для зрителей. Не замыкаться на комедиях, снимать яркие фильмы в разных жанрах, которые можно было бы смотреть на одном дыхании и потом пересматривать по многу раз. Здоровых амбиций, веры в себя, творческой смелости и высокого профессионализма. Завоевать новые рынки, новые территории, новых зрителей.

Олег Белов

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно