Наследие Шелкового пути на современной трассе
В алматинский областной историко-краеведческий музей им. Тынышбаева недавно было передано 46 археологических находок, найденных Тоо «Археологическая экспедиция» в ходе научно-исследовательских работ на строительстве автомагистрали Талдыкорган – Калбатау – Усть-Каменогорск. Об этом рассказал начальник экспедиции, магистр истории Арман Умарходжиев.
Как замечено в статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», «история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам». Главное – спокойно и объективно оценить нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты и находки археологов. Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот момент превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле.
Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных коридоров между странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востокоми Западом, Севером и Югом Большой Евразии. Этот путь стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами. Степной пояс соединил китайскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации.
– Арман Аскарович, благодаря чему удалось обнаружить новые артефакты в Алматинской области?
– В 2017 году на стадии проектирования автодороги ТОО «Археологическая экспедиция» по заказу ТОО «Каздорпроект» выполнило разведку территории на пяти участках автодороги на её отрезке в Алматинской области, которая является одной из веток Великого шелкового пути. На этой ветке находится городище Койлык (Каялык), в советское время носившее название село Антоновка, про которое писал монах Вильгельм Рубрук – агент Папы Римского, автор книги «Путешествие в восточные страны». В советское время архитектор Карл Байпаков нашёл там остатки буддийского храма. Этот комплекс сейчас находится под защитой ЮНЕСКО, с учетом чего инженеры изменили ось дороги. В результате на одном из участков было выявлено 46 памятников археологии (курганов), потенциально находящихся под угрозой разрушения в связи со строительством.
По рекомендациям наших археологов инженеры несколько раз меняли ось автодороги, чтобы максимально уменьшить негативное воздействие на объекты историко-культурного наследия. В итоге нам удалось снизить количество аварийных памятников до 19. На них в 2019 году по согласованию с управлением культуры, архивов и документации Алматинской области был выполнен комплекс научно-исследовательских работ.
Изыскания на 19 курганах были начаты параллельно с началом строительства автодороги. При этом в ходе работ было создано более 40 рабочих мест для жителей близлежащих сел. В результате проведенных исследований было установлено, что основная часть изученных погребений, датируемых ранним железным веком, была разграблена ещё в древности, а другая часть повреждена строительными работами в советский период. Один из предполагаемых курганов оказался средневековым мазаром, установленным на могиле местного святого Матакбая (управителя, бия, целителя). Мы очистили захоронение от наслоений грунта, поставили ограду и информационную табличку.
Погружение в историю
– Что вас особенно заинтересовало в результате раскопок?
– Работы велись в районе сел Кызылагаш, Таусамалы и Жансугурова все три месяца нынешнего лета. Грунт там тяжелый, галечник, и каждый курган для нас был как бетонная стена. При этом ценность найденных артефактов зависит от величины кургана: чем он выше, тем ценнее находки. Большинство же наших курганов было высотой 1,5-2 метра. Наибольший интерес вызвали научные результаты исследования погребально-поминального комплекса, расположенного в районе села Таусамалы. В одном из курганов, единственном из 19 оставшихся не потревоженным грабителями, на глубине 1,7 метра от уровня поверхности, нашими археологами были обнаружены костные останки трех лошадей, в челюстях одной из которых сохранились железные удила. Лошади располагались в анатомическом порядке и были уложены на круп с подогнутыми ногами на отдельно устроенном в могильной яме ложе. Также в захоронении нами были обнаружены два керамических сосуда, заколка для волос с золотым навершием, остатки железных изделий, фрагменты золотой фольги и большое количество древесного тлена.
– При этом найденные вашей экспедицией находки не являются характерными для культурно-археологического слоя Алматинской области?
– Совершенно верно. В восточной части погребальной конструкции друг над другом были расположены два каменных ящика (циста). На Алтае с его суровым климатом такие вещи замерзают – фактически это ледяные линзы. А у нас дождевая вода проникла в ящики, и в них все плавало. Жаль, что это оказалось захоронение железного века, а не бронзового, тогда бы артефакты сохранились. Считается, что железо научились плавить именно саки. В разрезе найденная нами конструкция имела пирамидальную форму. Внутри нижнего ящика после расчистки обнаружено два скелета: мужской с правой стороны и женский с левой. Погребенные были уложены в слегка согнутом положении на правом боку и ориентированы головами на северо-восток. Подобный обряд в форме двойного погребения в каменном ящике, согнутое положение погребенных, присутствие в могильной яме останков лошадей и другие признаки не характерны для памятников Алматинской области. Культурные параллели прослеживаются с могильниками Саяно-Алтайского региона, такими как Берель и Уландрык. Обнаруженные в погребении керамические сосуды и заколка для волос с золотым навершием также имеют аналоги с памятниками пазырыкской культуры (ранний железный век, V-IV века до нашей эры) Алтая и саглынской культуры Тывы.
– То есть, исследованный вами курган является открытием для региона Жетысу?
– Да, предварительная культурная и хронологическая принадлежность этого уникального памятника, получившего название «Таусамалы», связывается с кочевниками, выходцами из Саяно-Алтайского региона, проникшими в Жетысу в IV-III веках до нашей эры. К сожалению, памятник был наполовину разрушен еще в советский период строительными работами, поэтому нашим археологам удалось изучить только его сохранившуюся часть. Однако наличие одного такого уникального памятника дает основание полагать, что в этой местности должны быть и другие, подобные ему. В этой связи мы подготовили проект по выявлению и исследованию памятников пазырыкской культуры в Алматинской области и надеемся получить для него государственное финансирование. Исследование этих памятников позволит нам реконструировать многие неизвестные ранее исторические процессы на территории Жетысу.
Андрей Черненко