Примерное время чтения: 8 минут
381

По автобану – на табуретках

Значительная часть междугородних автобусных перевозок ушла в тень

Одним из самых популярных терминов в официальных выступлениях последнего времени стало слово «хаб». Английское hub («ступица колеса», «центр») – в общем смысле это узел какой-то сети, например транспортной. В одной из наших недавних публикаций («Дырявые ворота в город» №21, 22.05.19) мы рассказывали о плачевном состоянии алматинского автовокзала «Саяхат», рядом с которым нет ни одной остановки городского транспорта, где очень трудно найти расписание маршрутов и на значительную их часть не продаются билеты. В продолжении темы мы решили выяснить, как обстоит дело с областными автовокзалами. И в качестве объекта исследования выбрали город Капчагай, расположенный в 70 км к северу от Алматы.

Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

В советское время Алма-Ату и Капчагай соединяла лучшая автотрасса страны, по которой на междугородних маршрутах курсировали исключительно автобусы повышенной комфортности, с откидными мягкими сиденьями. В последние годы эту дорогу реконструировали, она стала бетонной, шестиполосной и фактически вернула себе статус лучшей автотрассы. Хотя и остались здесь проблемы с переходами, как наземными – их не хватает, и это заставляет людей брать барьеры, так и с подземными – их сделали не в самых удобных местах. Тем не менее, появилась возможность быстро и достаточно комфортно доставлять пассажиров. Но здесь проявилась другая проблема – система междугородних маршрутов находится в глубоком упадке и не успевает за скоростью строительства дорог.

Вокзал без авто

Внешне автовокзал Капчагая выглядит прекрасно. Отремонтированное здание, расположенное в правильном месте. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что за названием «Автовокзал» на его крыше скрывается совсем другое содержание. В большом здании нет ни зала ожидания, так необходимого особенно в холодное время года, ни касс, ни расписания, ни буфета. Зато есть сауна, гостиница и различные офисы.

А как же основная функция отправка пассажиров? Осуществляется она крайне примитивно. На перроне стоит зазывала-посадчица, которая громким голосом, заменяющим радиорубку, произносит название автовокзала, на который отходит микроавтобус: «Саяхат» или «Сайран». Продажа билетов здесь не практикуется. После наполнения автобуса водитель просто проходит по салону и собирает деньги.

Смартфон в руках водителя всегда пугает пассажиров.
Смартфон в руках водителя всегда пугает пассажиров. Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Перрон довольно большой, но значительная его часть не используется по прямому назначению. Здесь расположены различные кафе, и поэтому сюда заезжают посторонние машины. Дорожное полотно автовокзала с большим количеством выбоин напоминает полигон для внедорожного ралли. Его состояние можно охарактеризовать выражением с японским акцентом: «то яма, то канава». Между тем японских микроавтобусов для перевозки пассажиров мы не заметили. Зато много «газелей», где не у всех пассажирам получается смотреть вперёд, есть южнокорейские автобусы для школьников, выпущенные еще в прошлом веке. У них есть откидные сиденья в проходе, что увеличивает наполняемость салона.

Возможно, экстремальным дорожным полотном автовокзал защищается от нашествия «бомбил». Однако кафе и киоски, расположившиеся в посадочной зоне, говорят о том, что смельчаков, рискующих заезжать сюда, хватает. Тем более что въезд ничем, кроме ям, не ограничивается.

Сквозь строй

Несмотря на громогласные объявления посадчицы, большая часть людей не доходит до перрона. На подходе к автовокзалу им приходится проходить сквозь строй нелегальных таксистов, которые перехватывают часть клиентов. Многие пассажиры просто голосуют напротив автовокзала и уезжают на проходящих попутках.

Видит ли этот разгул «бомбил» дорожная полиция? Периодически на автовокзале дежурит полицейская машина, и, на наш взгляд, трудно не заметить около двух десятков автомобилей и их навязчивых владельцев, предлагающих услуги такси. Но полицейские если и останавливают, то в основном приезжих водителей, не сориентировавшихся в правилах парковки или выезда с заправки, расположенной некстати прямо на перекрестке. Как правило, попавшегося на нарушении водителя приглашают в салон полицейской машины. Скорее всего – для более грамотного составления протокола... Мнимых таксистов эта участь минует. Более того, большая их часть паркуется на территории, прилегающей к автовокзалу, что создает видимость легальности их деятельности. Естественно, при такой организации транспортного хаба наполняемость микроавтобусов невысокая, поэтому расписание движения постоянно плавает, что вполне соответствует Капчагаю, самому «пляжному» городу Казахстана.

Наличие полицейской машины перед автовокзалом не мешает парковке бомбил.
Наличие полицейской машины перед автовокзалом не мешает парковке бомбил. Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Нельзя сказать, что в междугородних перевозках нет никаких новинок. Из замеченных нами инноваций – выдвижные табуретки, увеличивающие количество посадочных мест. Во время движения также можно получить сеанс массажа спины коленками сзади сидящего пассажира. Многие водители во время поездки устраивают для пассажиров сеансы пассивного курения, а также прослушивания своей любимой музыки. Несмотря на то, что маршрут проходит по автобану с большой скоростью движения, ремни безопасности для пассажиров отсутствуют. «Ремень-брудершафт» есть лишь для двоих человек, сидящих на передних сиденьях, но и он, как правило, не пристегивается, а лишь символически накидывается.

Во многих микроавтобусах в ход идут и табуретки.
Во многих микроавтобусах в ход идут и табуретки. Фото: из газетных материалов/ Олег Белов

Если в советские годы капчагайский автовокзал был частью автопарка, то сейчас это два разных частных предприятия. Приватизация сферы пассажирских автоперевозок не принесла заметных результатов, более того, привела к её деградации. Значительная часть перевозок ушла в тень. Некогда эффективные областные автовокзалы теперь правильнее назвать фиктивными. Это скорее «автофикзалы» – место встречи пассажиров с нелегальными водителями.

«Железные» перспективы

С августа 2017 года по февраль 2018 между Алматы и Капчагаем курсировал пригородный поезд, который предоставлял совсем другой уровень транспортных услуг: строгое расписание, комфортные вагоны с мягкими сиденьями, вежливый персонал. Неудобство было связано со слишком ранними рейсами и тем, что электричка шла лишь до вокзала Алматы-1. Мы связались с транспортной компанией, обслуживающей этот маршрут, и выяснили, что совместно с акиматом Алматы она с нового года планирует возобновить работу пригородного поезда Алматы – Капчагай. При этом рассматриваются пожелания пассажиров, для того чтобы сделать расписание более удобным и продлить маршрут до вокзала Алматы-2. Ещё летом мы провели опрос жителей Капчагая и Алматы о том, как они видят работу пригородных поездов (статья «Вагонные споры», «АиФ Казахстан», №31, 31.07.19) и предоставили результаты опроса акимату Алматы и транспортной компании, обслуживающей маршрут. Надеемся, что эти пожелания постараются учесть.

Но электричка будет ходить, скорее всего, два раза в день. Поэтому необходимость в автовокзале не отпадёт. Однако сфера региональных пассажирских автоперевозок нуждается в серьёзном реформировании. Нужно не только говорить о развитии хабов, но и сделать поворот к людям, которые в ХХI веке ездят по автобану на табуретках.

Олег Белов

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых