Казахстан – страна с особенной экономикой. Её сердце бьётся в столице не потому, что это кузница и житница, а потому, что основной её движитель – это бюджет и госзаказ. Деньги на этот бесконечный праздник достают из Национального фонда, а туда они поступают от продажи нефти и прочих полезных ископаемых. Цель – организовать занятость населения и таким образом не допустить эмоциональную депрессию, которая может развиться от ощущения бессмысленности бытия. Национальные проекты, индустриализация и прочие триггеры, рождаются в кабинетах. Для этого нужны люди, и в первую очередь средства, а они, как известно, у национального банка. Именно он контролирует две главных кубышки – Нацфонд и ЕНПФ.
Таким образом, все построено так, что Нацбанк должен быть под рукой правительства и президента. Но долгие годы главному финансовому институту удавалось избегать участи быть переведённым в столицу. Одним из последних аргументов против переезда было отсутствие денег на передислокацию. В 2015 году, в самый разгар кризиса, на тот момент председатель НБРК Кайрат Келимбетов именно так обосновал возможный срыв сроков исполнения указа президента о том, что центральный аппарат Национального банка Казахстана 1 января 2017 года должен быть в Нур-Султане.
До этого что только не предпринималось, какие только проекты и прожекты не выдумывались, чтобы оставить НБРК в Алматы! И создание Регионального финансового центра, целью которого было привлечение инвестиций, развитие рынка ценных бумаг. И объявление Алматы финансовой столицей Казахстана. И биржа, которая не раз объявлялась уникальной и непереносимой. И межгалактические форумы об особом месте Алматы в мировой финансовой системе проводились. Но с каждым таким вбросом становилось всё очевиднее, что переезд – это фатальная необходимость, и что избалованная хорошей погодой и качеством жизни около финансовая тусовка просто не желает переезжать в столицу и очень далека от реальной повестки дня.
Почему переезд НБРК важен не только с экономической точки зрения, но и с политической? Часть ответа содержится в заявлении председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовой: «Мы полагаем, что передислокация Нацбанка в Нур-Султан может послужить триггером для последующих движений со стороны финансовых организаций. Как известно, в Алматы находятся головные офисы всех, за исключением Forte Bank, коммерческих банков, страховые организации, инвестиционные компании, а также международные финансовые организации». Другая часть ответа – в комментарии акима Алматы Бакытжана Сагинтаева: «Если, как было сказано, все банки уедут, у нас будут ещё одни потери. За банками потянутся их клиенты крупные – тоже потери для города. Алматы – город услуг, поэтому очень критичны такого рода решения, если это сильно будет отражаться на бюджете города. Сегодня мы являемся донорами, но завтра можем просто перейти в другой статус. Стать городом, который начнёт кормиться за счёт того, что будут давать со стороны республиканского бюджета». Это горькие для многих слова.
Почему? Они окончательно развенчали миф о том, что Алматы – это город великих предпринимателей. Как верно отметил аким, это город услуг, которые выстроены вокруг самых крупных налогоплательщиков – головных офисов финансовых и промышленных групп. Если бы все налоги платились по месту получения прибыли, а не по адресу штаб-квартиры, то мы бы имели куда более чёткое представление о том, где на самом деле куются деньги в Казахстане и за чей счет живёт страна, и главное, процесс психологической децентрализации алмаатинцев не затянулся бы на два десятилетия.
Почему перенос Национального банка важен с точки зрения политики? Алматы за счёт уникального географического положения один из лучших городов для проживания, а с точки зрения исторического контекста – колыбель новой, капиталистической экономики. Здесь, тогда ещё в столице, зарождался капитал, но для страны всё поменялось ещё в 1998 году, а Алматы отказывается признавать эти перемены и каждый раз придумывает для себя что-то новое, чтобы сохранить хоть какой-то статус: то назовет себя южной столицей, то финансовой, то культурной.
При этом в связи с высокой концентрацией активности экономических агентов национального и международного масштаба ощущение высоко-гравитационности оставалось. Этот мираж был настолько осязаем, что казался реальностью и привлекал к себе высокоинтеллектуальные трудовые ресурсы, которые обосновывались здесь всерьёз и надолго. Искажение было настолько существенным, что привело к социальным и психологическим осложнениям.
После переезда Нацбанка в столицу за ним, так или иначе, потянутся все. Платежеспособный спрос резко просядет, ведь самые высокие доходы именно в секторах, связанных с управлением и финансами. Просядут и сопутствующие отрасли. Рекламщики, если не сообразят запаковать чемоданы, быстро разорятся, стартаперы отправятся на рынки толкать тележки. Опустеют кофейни, эти центры оппозиционной мысли. Оставшиеся СМИ, ранее претендовавшие на национальный статус, окончательно перейдут в стан региональных. И самый богатый и протестный город начнёт формировать свой окончательный вид. Придёт время, когда алматинцы вынуждены будут смириться с тем, что живут в провинциальном городе, таком же, как и все остальные, и никак не влияют на национальную повестку дня.
Какой будет бывшая столица? Вполне возможно, Алматы удастся сохранить статус туристического центра благодаря природе и курортам. Возможно, из-за высокой концентрации вузов он станет студенческим центром. Это, кстати, логично. Университетский город, научный, это хороший рестарт для экономики. Здесь можно локально создать тепличные условия для развития прикладных знаний. Культурный? Почему бы и нет. При сочетании туризма и образования город будет нуждаться в развлечениях. Театры, концертные площадки, клубы. Ну и, конечно, торговля. Алматы сохранит за собой статус города-базара, что бы ни произошло. Близость к границе, инфраструктура, умеющие люди.
И это, пожалуй, всё. И да, в 2020 году НБРК будет в Нур-Султане.