На минувшей неделе Президент Касым-Жомарт Токаев подписал новую концепцию внешней политики Казахстана на 2020-2030 годы. Она относится к так называемым «рамочным документам», поэтому в ней содержатся общие стратегические тенденции, формируются направления, ключевые цели и задачи государства в отношениях со странами мира. Но при этом прослеживается и довольно чёткая конкретика
[газетная статья]
В документе впервые определены новые внешнеполитические тренды, которые сразу же обратили на себя внимание экспертов по международной политике.
Из семи глав, на которые разделена концепция, наибольшее внимание, пожалуй, привлекли разделы «Анализ текущей ситуации», «Цели и задачи внешней политики» и «Тенденции и видение развития внешней политики».
Любопытно, что в первой главе, «Анализ текущей ситуации», констатируется, что мир не просто сегодня нестабилен, а находится в таком состоянии в силу своей стремительной трансформации. Наблюдается тревожная тенденция: в мире нет устойчивых политических и экономических систем, и буквально каждый год приносит такие неожиданности, что подготовиться к ним не могут даже мощные и, казалось бы, устойчиво стабильные государства и альянсы. То есть всем приходится сталкиваться с внезапными и невиданными доселе вызовами.
К этому напрямую относится, как сказано в документе, «снижение функциональности многосторонних институтов безопасности и диалога, низкая эффективность механизмов превентивной дипломатии и конфликтного урегулирования, размывание основополагающих принципов международного права».
Как же на такое развитие международной ситуации намерен реагировать Казахстан? Необходимо, по мнению авторов документа, «привести систему внешнеполитических воззрений и дипломатического инструментария в соответствие с долгосрочными реалиями». Это в переводе с дипломатического на обычный язык означает, что прежние подходы и стратегии должны быть изменены радикально. То есть, не меняя своих прежних внешнеполитических принципов, а это, прежде всего миролюбие, многовекторность, прагматичность, стремление к диалогу со всеми странами, – необходимо выделить новые приоритеты.
И один из этих приоритетов, отличающий данную концепцию от предыдущей, – закрепление за Казахстаном статуса «лидирующего государства в регионе Центральной Азии». Время для этого пришло. Но для этого необходимо следовать, как сказано в тексте, «новому экономическому курсу». То есть диверсифицировать отечественную экономику, снизив тем самым ее зависимость от мировых колебаний цен на энергоносители.
И наконец, в соответствии с концепцией «слышащего государства» (это уже концептуальный постулат, появившийся при президенте Токаеве) и с учетом стратегической задачи по вхождению в число тридцати самых развитых государств мира Казахстану следует сделать более чёткий акцент на продвижение и защиту на внешнем периметре своих интересов, казахстанского бизнеса, каждого гражданина. «Это является ключевым условием построения сильного, гармоничного и социально ответственного государства, органично встроенного в современную систему международных отношений».
В целом же концепция отображает реалии современного мира и новой, реалистичной внешней политики нашей страны.
Сергей Козлов