Дешевое топливо может стать «взрывоопасным»
Эпохе бессмысленно дешевого топлива пришел конец. В том, что бензин опять начнет дорожать, сомнений не возникало. Десятки доводов за, и только один против – если считать мнение казахстанцев, что бензин в их баки должен наливаться бесплатно.
Министр энергетики Канат Бозумбаев, общаясь с представителями СМИ рассказал, что Казахстан намерен довести цены на горюче-смазочные материалы до российского уровня. Но, как говорится, без фанатизма, это «не должно быть каким-то шоком».
Из-за разницы ценна бензин в Казахстане и России, доходящий уже до 120 тенге, зафиксирован рост контрабанды. Эффективных мер по предотвращению перетока нет, страны находятся в едином таможенном пространстве. Звучавшие ранее заявления об усилении мер контроля – для недопущения незаконного оборота топлива в приграничных районах – ничего, кроме улыбки, не вызывали.
«Мы субсидируем чужую экономику», – посетовал министр энергетики. Но это не вся правда. Еще мы субсидируем теневую экономику и криминал, который всегда активизируется там, где высокая маржинальность и легкость заработка. В проекте постановления, подготовленном Министерством энергетики, говорится о повышении ставки акциза на бензин, с 1 декабря 2019 года, более чем в два раза: с 10 500 тенге за тонну до 24 435 тенге. Однако всё это только кажется неким существенным шагом, на самом деле это мизер. Сегодня в каждом литре доля акциза всего на 8 тенге, а будет на 18.
По сути, это продолжение политики заигрывания с населением. Даже по самым скромным подсчетам, акциз нужно было поднимать не вдвое, а пять шесть раз. В России в стоимости топлива акциз составляет 60% помимо НДС и транспортного налога. Таким образом, из 270 тенге, что платит россиянин на заправке, 190 тенге – это налоги и сборы. Просто для понимания: при текущем налогообложении продажа бензина внутри страны приносит около 37 миллиардов тенге в год. После увеличения акциза доход государства должен вырасти до 83 миллиардов. Если же акциз поднять в 10 раз, то в бюджет Казахстана будет железно приходить 370 миллиардов тенге ежегодно. При этом цена бензина поднимется существенно, но не критично – до 220 тенге за литр АИ-92. Что все равно будет на 20% ниже, чем в России.
Конечно, можно долго рассуждать на тему, как богаты наши недра и что любое повышение цен на топливо приведет к неминуемому росту цен. Но и то и другое является популистской уловкой. Начнем с роста цен на товары и услуги, кроме такси, где бензин является основной статьёй расходов. В расчете стоимости любого товара топливо составляет 2-3%. Таким образом, повышение стоимости горючего даже вдвое не может дать роста более чем на 3%. Бизнес намеренно вводит в заблуждение покупателей, каждый раз ссылаясь на рост сопутствующих затрат.
По оценкам экспертов, при прочих равных условиях сегодня равновесная цена 1 литра бензина АИ-92, обеспечивающая эффективность внутренней переработки нефти, отказ от импортных поставок бензина и соблюдение баланса спроса и предложения на внутреннем рынке РК, составляет порядка 175 тенге за литр.
Если добавить новый акциз, то речь может идти о 185 тенге за литр. А если нарастить акциз хотя бы до 60 тенге, чтобы получать 210 миллиардов, то цена будет в районе 235 тенге за литр, и ни о каком перетоке топлива к соседям уже говорить не придется. Если идти к исторически справедливому ценообразованию, то цена должна быть 273 тенге. А нынешняя, «социальная», в 142 тенге за литр – это в буквальном смысле прожигание стратегических запасов и природных богатств. Бессмысленное и в перспективе – опасное для национальной безопасности.
Денис Кривошеев, экономический обозреватель