Дешевое топливо может стать «взрывоопасным»
Эпохе бессмысленно дешевого топлива пришел конец. В том, что бензин опять начнет дорожать, сомнений не возникало. Десятки доводов за, и только один против – если считать мнение казахстанцев, что бензин в их баки должен наливаться бесплатно.
Министр энергетики Канат Бозумбаев, общаясь с представителями СМИ рассказал, что Казахстан намерен довести цены на горюче-смазочные материалы до российского уровня. Но, как говорится, без фанатизма, это «не должно быть каким-то шоком».
Из-за разницы ценна бензин в Казахстане и России, доходящий уже до 120 тенге, зафиксирован рост контрабанды. Эффективных мер по предотвращению перетока нет, страны находятся в едином таможенном пространстве. Звучавшие ранее заявления об усилении мер контроля – для недопущения незаконного оборота топлива в приграничных районах – ничего, кроме улыбки, не вызывали.
«Мы субсидируем чужую экономику», – посетовал министр энергетики. Но это не вся правда. Еще мы субсидируем теневую экономику и криминал, который всегда активизируется там, где высокая маржинальность и легкость заработка. В проекте постановления, подготовленном Министерством энергетики, говорится о повышении ставки акциза на бензин, с 1 декабря 2019 года, более чем в два раза: с 10 500 тенге за тонну до 24 435 тенге. Однако всё это только кажется неким существенным шагом, на самом деле это мизер. Сегодня в каждом литре доля акциза всего на 8 тенге, а будет на 18.
По сути, это продолжение политики заигрывания с населением. Даже по самым скромным подсчетам, акциз нужно было поднимать не вдвое, а пять шесть раз. В России в стоимости топлива акциз составляет 60% помимо НДС и транспортного налога. Таким образом, из 270 тенге, что платит россиянин на заправке, 190 тенге – это налоги и сборы. Просто для понимания: при текущем налогообложении продажа бензина внутри страны приносит около 37 миллиардов тенге в год. После увеличения акциза доход государства должен вырасти до 83 миллиардов. Если же акциз поднять в 10 раз, то в бюджет Казахстана будет железно приходить 370 миллиардов тенге ежегодно. При этом цена бензина поднимется существенно, но не критично – до 220 тенге за литр АИ-92. Что все равно будет на 20% ниже, чем в России.
Конечно, можно долго рассуждать на тему, как богаты наши недра и что любое повышение цен на топливо приведет к неминуемому росту цен. Но и то и другое является популистской уловкой. Начнем с роста цен на товары и услуги, кроме такси, где бензин является основной статьёй расходов. В расчете стоимости любого товара топливо составляет 2-3%. Таким образом, повышение стоимости горючего даже вдвое не может дать роста более чем на 3%. Бизнес намеренно вводит в заблуждение покупателей, каждый раз ссылаясь на рост сопутствующих затрат.
По оценкам экспертов, при прочих равных условиях сегодня равновесная цена 1 литра бензина АИ-92, обеспечивающая эффективность внутренней переработки нефти, отказ от импортных поставок бензина и соблюдение баланса спроса и предложения на внутреннем рынке РК, составляет порядка 175 тенге за литр.
Если добавить новый акциз, то речь может идти о 185 тенге за литр. А если нарастить акциз хотя бы до 60 тенге, чтобы получать 210 миллиардов, то цена будет в районе 235 тенге за литр, и ни о каком перетоке топлива к соседям уже говорить не придется. Если идти к исторически справедливому ценообразованию, то цена должна быть 273 тенге. А нынешняя, «социальная», в 142 тенге за литр – это в буквальном смысле прожигание стратегических запасов и природных богатств. Бессмысленное и в перспективе – опасное для национальной безопасности.
Денис Кривошеев, экономический обозреватель
Деньги есть, но вы боритесь
Цены выше облаков
Через Казахстан по поддельным документам россиянин перевозил Lexus
Цена на нефть Brent поднялась выше 63 долларов
Почему девальвация тенге неизбежна?