Дело доходит до перестрелок между теневыми поставщиками.
Игра на интерес
По официальным данным, единственным источником горюче-смазочных материалов для Кыргызстана является Российская Федерация. В основном поставками занимаются подразделения государственного холдинга «Газпром». С россиянами кыргызское правительство уже давно договорилось об «изъятии» экспортных пошлин. С казахстанской стороной таких договорённостей нет.
С середины 2018 года, когда на трёх нефтеперерабатывающих заводах Казахстана завершилась модернизация, предприятия стали выдавать продукцию на-гора. Объёмы выпускаемого топлива позволили закрыть все внутренние «дыры» и даже снизить стоимость ГСМ на наших заправках. Казахстанские власти стали поговаривать о возобновлении импорта. Тем более что в отечественном Минэнерго заявили: нефтяники недовольны возникшим профицитом. Внутренний спрос удовлетворён, и ожидать повышения цены на высокооктановый бензин не стоит. Выходом из положения могли бы стать поставки на внешние рынки.
В это же время у партнёров по Евразийскому союзу произошёл резкий рост цен на ГСМ. К примеру, в России, по информации Росстата, средняя стоимость литра бензина марки АИ-92 составляет 42,23 рубля, марки АИ-95 — 45,64 рубля. Стоимость дизтоплива дошла до уровня 46,14 рубля за литр. Естественно, выросли цены и на импортную «жидкость» в Кыргызстане.
Однако переговоры с соседней страной ведутся до сих пор. Несмотря на заявления министерства энергетики РК о скором подписании соглашения с кыргызской стороной, документ всё ещё находится на стадии согласования. Пока же Казахстан может «похвастаться» только неучтённым экспортом на топливный рынок КР.
Теневая сторона
В Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана считают, что доля теневого оборота ГСМ в стране дошла до 25%. Каждый четвёртый литр бензина и дизельного топлива реализуется нелегально. Продавцы тотально стараются обойти налоговые сборы в государственный бюджет. Потери от таких «левых» поставок обошлись кыргызской экономике в три миллиарда сомов.
«Неучтённые» литры из Казахстана попадают в страну самыми разными путями и объёмами. Отдельные граждане переделывают свои автомобили, устанавливая дополнительные ёмкости. И несколько раз в день переходят границу, чтобы заправиться на казахстанских АЗС. Оптовики же используют другие схемы. Они ввозят топливо под видом различных нефтепродуктов, не попадающих под уплату акцизов и других налогов. К примеру, тысячи тонн бензанола перевозятся железнодорожным путём.
Похоже, что ситуация с «неучтёнкой» выходит из-под контроля и уже всерьёз беспокоит власти. Буквально на днях премьер-министр Кыргызстана Мухаммедкалый Абылгазиев провёл совещание по вопросу незаконного ввоза горюче-смазочных материалов. Глава кабмина очень недоволен работой местных налоговиков.
По его словам, отсутствие мер по противодействию серым схемам привело к проблемам с доходной частью бюджета.
«Нужно оперативно мобилизовать работу всех задействованных государственных органов в этом направлении. На сегодняшний день она остаётся неудовлетворительной и требует того, чтобы уделить ей особое внимание. Вы очень хорошо знаете, кто стоит за контрабандой ГСМ. Если бы вы, налоговики и финансовая полиция, не были осведомлены об этом, тогда не было бы такого явления», — сказал премьер-министр.
Кстати, в Ассоциации нефтетрейдеров КР назвали причины низкой стоимости казахстанского ГСМ на соседнем рынке. В Казахстане, по мнению представителей организации, недостаточный уровень налогообложения отрасли. Акцизный налог на бензин в пять раз ниже, чем в Кыргызстане. Также у правительства РК есть полномочия по регулированию розничных цен на топливо и по административному сдерживанию их роста. Стимулируют массовую контрабанду ГСМ и низкие транспортные расходы, а также снижение курса тенге по отношению к кыргызскому сому.
Заправка на дому
По словам кыргызского аналитика Эрмека Кадыралиева, основным «рассадником» продаж нелегального бензина стал приграничный город Токмок. Купить «левак» можно и на заправках, и просто во дворе частного дома. В принципе, возможность заправиться по «демпинговым» ценам есть и на столичных АЗС.
«В начале года недалеко от пропускного пункта «Токмок-Автодорожный» произошла перестрелка между «серыми» поставщиками. Были сожжены несколько домов, где продавался бензин. В той криминальной истории были замешаны несколько депутатов. Интересно, что местные силовики не стали расследовать дело. Хотя они поимённо знают тех, кто занимается контрабандой. А простые граждане Кыргызстана ежедневно отправляются в Казахстан, чтобы перепродать несколько десятков литров дешёвого бензина. Признаюсь, цены на официальное топливо кусаются. Народ пытается выжить», – говорит эксперт.
В принципе, мелкие «контрабандисты» не делают погоды. Правоохранительным органам следует обратить внимание крупных нефтетрейдеров, завозящих ГСМна сотнимиллионов, – считает Эрмек Кадыралиев.
«Иногда на заправках продают бензанол под видом высокооктанового бензина. Добавляют столько химических присадок, что АИ-76 становится 95-м. Качество топлива просто аховое – автомобили глохнут буквально через несколько метров от заправочной станции. Считаю, что правительства наших стран – а особенно Кыргызстана! – должны согласованно взять ситуацию под жёсткий контроль, иначе мы рискуем превратиться в настоящую банановую республику», – считает кыргызский специалист.
Данияр АШИГАЛИЕВ