Основная часть экспозиции заполнена изящными цветными гравюрами – ксилографиями с работ классиков стиля «го хуа», живописи цветов и птиц. Они исполнены неизвестными копиистами 50-х годов ХХ века. По словам куратора выставки Марии Копелиович, ксилографии выпущены ограниченным тиражом на высоком профессиональном уровне и сами являются ценными произведениями искусства. Почти две трети работ представляют искусство Ци Байши (1864-1957), знаменитого китайского художника XX века и наиболее известного за рубежом живописца Поднебесной. Ци Байши имеет репутацию самого дорогого китайского художника XX века на современном арт-рынке. Выходец из беднейших слоёв общества, Ци Байши в более чем зрелом возрасте нашёл в себе силы кардинально изменить живописный стиль и стать выдающимся художником своего времени. Ближексвоим 90 годам он был обласкан коммунистическим режимом, взявшимктому времени власть в Китае. После себя он оставил около 30 тысяч живописных произведений и порядка 3 тысяч стихотворений. На выставке представлены подлинники и гравюры с работ известных мастеров Жэнь Боняня (1840-1895) и Сюй Бэйхуна (1895-1953).
Все эти произведения ГМИ (тогда Художественная галерея им. Шевченко) получил в дар от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) в конце 50-х годов прошлого века. К сожалению, ГМИ им. Кастеева уже длительное время не имеет финансовых средств для пополнения собственных коллекций. Лучший художественный музей страны довольствуется случайными дарами произведений, далеко не всегда лучшего качества – от художников или коллекционеров.
В центре выставочного пространства на горизонтальной поверхности развёрнут 12-метровый, шириной 65 см, полихромный свиток ХIX века, выполненный неизвестным художником цветной тушью на рисовой бумаге, под названием «Сцены из жизни военных чиновников. Возвращение с охоты знатного военачальника со свитой». Это самый большой свиток в китайской коллекции музея. Он подарен алматинскому музею московским коллекционером Марией Белашовой в 1966 году.
Экспозиция «Живопись и графика Китая XIX-XXI веков», где, по замечанию Марии Копелиович, показаны работы «выразителей духа китайского народа», предваряет большую выставку современной китайской художницы Чжан
Биюнь, которая открылась в ГМИ 9 августа.
Вадим КРАВЦОВ