Сегодня всё чаще на афишах можно увидеть рекламу выставок-концертов. Что это за формат и насколько он распространён в Казахстане – об этом мы решили поговорить с директором алматинского театра Almadera Алёной Шерш.
– Выставка-концерт – это соединение изобразительного искусства и музыкального представления. Каждое такое мероприятие индивидуально и несёт свою смысловую окраску. Чаще всего это выставка картин или фоторабот, сопровождаемая звукорядом. В Алматы такие события происходят не так часто. Мне вспоминается серия музыкальных выступлений, которые организовывал в своих залах музей им. Кастеева. В ближайшую пятницу, 22 ноября, мы планируем провести в театре La Boheme выставкуконцерт памяти Олега Воробьёва – самобытного композитора и художника, который творил в 90-е годы. Необычность этого вечера в том, что автором картин и музыкальных произведений является один человек.
– Чего будет больше – музыки или живописи?
– Трудно сказать, потому что хотя Олег Воробьёв был профессиональным музыкантом, композитором, он также написал большое количество необычных картин. И это тоже очень важная часть его жизни. Когда по каким-либо причинам у него не было возможности писать музыку, Олег начинал рисовать, иногда используя необычные материалы. Каждое полотно – эмоциональный, энергетический слепок момента, отрывка жизни с его болью, мечтами и ощущениями. За короткую жизнь Олег Воробьёв успел сделать многое и всегда творил своё, неформальное, не всегда понятное рядовому обывателю.
Его музыку часто называли музыкой будущего именно музыканты. Теперь и его картины считают очень интересными и даже просят организовать выставки в дальнем зарубежье. Кстати, в Казахстане это будет первая подобная выставка. Мы хотим, чтобы гости погрузились в авангардную атмосферу творчества Олега Воробьёва – увидели его картины, услышали песни на его музыку.
Все его произведения были «на грани». Поэтому мы хотим показать его творчество широкому кругу. Причём вход свободный.
– В Алматы широко представлены и академическое искусство, и авангард. Всегда находились последователи художника Сергея Калмыкова, идущие своей творческой дорогой. Что заставляет людей творить что-то неизведанное?
– Что такое творчество, откуда неизведанное приходит на землю, большая загадка. Но определённо можно сказать, что Олег Воробьёв был творцом: горящим, стремящимся к совершенству, тысячу раз переделывавший свои работы, чтобы они стали созвучны тем идеям, тем вибрациям, которые в нём звенели.
Я хочу привести слова из воспоминаний Руфины Нуркатовой, в то время работавшей на радио музыкальным диджеем: «Я вижу из тумана памяти: Олег Воробьёв, переминаясь на ногах, стоит на ветру нашего города, его музыку в виде рекламных заставок несет по волнам Алматы радио «РИК». Он ходит по городу и времени, украшая его своими безумными одеждами. Он искал своё место под солнцем. Смотрю на картины, заполненные до последнего сантиметра цветом, смыслами и поисками, рассказами о встреченных во снах образах, желании любить, желании исполниться, состояться. Писать о художниках трудно, писать о художнике, о котором я знаю наверняка, что он художник, даже если не оканчивал художественный институт, ещё труднее. Но не писать о таких людях преступно, потому что именно они люди-художники по жизни и есть лимфонесущая среда, формирующая тенденции. Помню, как продирались к нему через весь город, в микры. Это было время кухонь, непоняток, романтики, падения, новой волны. За окном стояла зима 90-го года. Гудело серое небо, сладко и многообещающе. Мы были проходимцы, проходимцы через миры. Загляните в его картины. Жил рядом с нами чистый художник. Если вы захотите погреться у огня камина, сядьте под желтыми знаками с бокалом вина, отделите себя на минуту от течения выгоды и суеты. Просто посмотрите на эти картины, как на привет издалека».
Справка
Олег Воробьев (1968-2001 гг.) работал композитором и аранжировщиком в Немецком драматическом театре, на радиостанциях «РИК», NS. Автор музыки к нескольким мультипликационным фильмам. Также был известен как художник-авангардист, автор 60 необычных картин.
Олег Белов