Как не истощить наш «культурный слой»
В прошлом номере нашей газеты («АиФ» №9 от 26 февраля 2020 г.) Мы опубликовали интервью с режиссером, писателем, общественным деятелем Ермеком Турсуновым. В нем известный представитель нашей творческой интеллигенции в свойственной ему острой, полемичной манере поделился своими взглядами на проблемы казахстанского кинематографа – как производные от состояния всей нашей культуры в целом. Высказанная позиция не могла не вызвать столь же бурных, противоречивых откликов в отечественном информационном пространстве. Сегодня, в продолжение заданной темы, мы публикуем материал из «глубинки». Ведь именно оттуда проистекают глубинные истоки нашей общенациональной культуры и духовности.
Земля великих традиций
Казахстан – уникальнейшая территория. В ней помимо титульной нации – казахов – проживает великое множество других этнических групп. Не зря же нашу республику когда-то называли «лабораторией дружбы народов». Особенность страны заключается ещё и в том, что это, пожалуй, одно из немногих в мире государств, где гармонично сосуществуют три мировые религии: ислам, христианство и буддизм.
Наиболее ярко эта своеобразие проявилась в Восточном Казахстане. Здесь множество дошедших до наших дней фрагментов развалин буддийских монастырей, старообрядческих молельных домов и скитов соседствуют с действующими мусульманскими мечетями и православными храмами.
Наверное, это перст божий, что Восток республики, именуемый учёными древности Четвёртым углом Ойкумены, со стародавних времен был местом обитания тюрков, исповедовавших одно из древнейших духовных учений – тенгрианство. Главный его постулат – примат вселенского духа, а не материи.
В этот регион со временем переместились центры усуньской и андроновской культур. Этот благословенный край стал также родиной многих великих казахских поэтов и просветителей, а его уникальная природа – незамутнённым источником, откуда они черпали вдохновение для своих творений, ставших со временем духовными ценностями всей нации.
Одна из основ, на которых зиждется человеческое сообщество, – образование и культура. И самым главным показателем, определяющим их воздействие на это общество, является наше отношение к прошлому, к его наследию. Это в первую очередь относится к духовному наследию, оставленному нам представителями всех этносов, издавна живущих на этой земле.
Росчерком тупого пера...
Сегодня нам просто необходимо разобраться, как обстоят дела с духовным наследием в Восточном Казахстане, вписываются ли традиционные ценности в современную практику всевозможных управлений, комитетов и прочих служб, руководящих областной культурой. Чтобы картина была максимально объективной, автор этих строк опросил как рядовых, так и заслуженных работников культуры региона.
Чаще всего претензии к чиновникам от культуры предъявляются по поводу того, что они, как правило, оторваны от её незамутнённых истоков, весьма поверхностно знают традиции собственного народа, азы эстетики и, что наиболее грустно, бывают беспросветно субъективны и в кадровой политике.
Примеров тому множество. Взять хотя бы резонансные отставки годичной давности как наиболее показательные. Это ничем не оправданная (формальный повод – возраст) отправка на «заслуженный отдых» двух знаковых фигур Восточного Казахстана.
Первой жертвой необдуманной кадровой политики стал заслуженный работник культуры РК Николай Зайцев – родоначальник и бессменный руководитель Восточно-Казахстанского этнографического музея, одного из старейших в республике. И, пожалуй, одного из самых, содержательных и продвинутых. Другой связан с Хабибой Акжигитовой – директором областной библиотеки имени Пушкина, опять человека заслуженного, неординарного.
Основное её достижение заключается в том, что, став руководителем главной библиотеки области, она превратила её в настоящий очаг культуры. Библиотеку эту постоянно отмечают в республике за её просветительскую деятельность. Высокой оценки это учреждение удостоилось от международных библиотечных ассоциаций почётными дипломами. А сама Акжигитова награждена орденом «Курмет». За что и почему ее уволили, так и осталось непонятным.
Устный ответ начальника ВКО управления культуры (ныне, к счастью, бывшего) был более чем краток и довольно циничен: «Мне с вами неудобно работать». Остается только удивляться: как, каким таким неведомым образом подобные люди, не имеющие специального образования и опыта работы в столь тонкой сфере, как культура, назначаются ею руководить.
Нет стратегии – нет развития
Исследуя тему нынешних горизонтов региональной культуры, я, чтобы не быть голословным, решил обратиться, так сказать, к именитым «отставникам», попросив их забыть на время свои обиды и поделиться мыслями на тему: что сегодня в сфере культуры, на их взгляд, хорошо, а что не очень. При этом просьба была дать предельно объективные оценки.
Обобщим несколько тезисов из их комментариев. В общем и частном, считают они, дела в регионе обстоят неплохо, хотя могли быть и лучше. Как и в любом деле, существуют и серьёзные проблемы, и откровенные просчеты.
Во-первых, есть ощущение, что у чиновников от культуры нет долгосрочной стратегии ее развития. Допустим, бюджетные деньги, отпущенные государством на крупномасштабные проекты в нашей области, нередко тратятся неэффективно, на всякую мишуру вроде праздничных фейерверков или оплату музыкальных шоу заезжей попсы.
Во-вторых, пущена на самотёк работа и по приведению учреждений культуры в соответствие современным стандартам. Отсутствует партнерство госсектора и частного бизнеса в области развития духовной сферы. Также оставляет желать лучшего состояние очагов культуры в сельской местности, где жители глубинки зачастую чувствуют себя обделёнными.
Состояние зданий и внутреннее их оформление подчас отталкивает людей, даже не, привыкших к особому комфорту, отбивает всякое желание проводить здесь свой досуг или какие-либо мероприятия. Зайдите в любой сельский клуб, библиотеку. Все как в позапрошлом веке. В лучшем случае висит у входа плакат с символом программы «Рухани жангыру», а в самом клубе аудиоаппаратура – из середины прошлого века.
Были высказаны пожелания сделать традицией областные творческие проекты, причем с выездами в самые отдалённые горные поселения. Сельчане тоже хотят чувствовать себя приобщёнными к «высокому».
То есть клубы, библиотеки и другие очаги культуры должны стать местом, где люди общаются, увлечённо проводят свой досуг. Это, прежде всего, касается молодежи, которая нуждается в таких местах, где бы раскрывались ее таланты, и где бы она могла развиваться. Ведь главная задача центров культурного развития и образования – воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ну и, конечно, по мере возможности, отвлечение ребят от пустого времяпрепровождения, чреватого социальными рисками, потрясениями и конфликтами.
И последнее. В области до сих пор существуют населенные пункты, где учреждений культуры никогда не было и нет до сих пор. И сама культура присутствует здесь спонтанно, чаще всего – по крупным праздникам. К сожалению, все эти наболевшие вопросы за годы руководства прежнего состава областного управления культуры ни разу серьезно не обсуждались. И уж тем более не решались.
А ведь вопросы эти насущные и тянуть с их решением дальше нельзя.
Анатолий Лаптев,
заслуженный деятель искусств РК, Усть-Каменогорск