aif.ru counter
26

Божественная Бибигуль

Для оперного театра она была чересчур хороша…

16 декабря великой певице современности Бибгуль Ахметовне Тулегеновой исполнится 90 лет. Не только все казахстанцы, но и миллионы почитателей ее голоса во всем мире с благоговением присоединятся к творческим поздравлениям оперной примадонне.

Мы предлагаем читателю несколько публикаций о жизненном пути и творчестве той, кого по праву именуют гордостью нации и казахстанским соловьем. Начнем с рассказа о самом незначительном по времени пребывания на оперной сцене отрезке творческого пути певицы. Тем не менее это – начало блистательной карьеры примадонны Государственного академического театра оперы и балета Казахстана.

Искусствоведы считают: по сути своей опера – произведение, соединяющее в себе если не все, то многие основные виды и жанры искусства.

Величайшие деятели искусства – композиторы и поэты, певцы и музыканты, хореографы и художники, дирижеры и режиссеры – навеки оставили в анналах истории человечества свои имена, благодаря тому что в свое время посвящали себя оперному делу, сочиняли и трудились на сцене.

В одном ряду со столпами мировой оперы и сценическими дивами стоит Бибигуль Тулегенова.

Её приход в труппу Государственного академического театра оперы и балета имени Абая был предопределен бурным развитием общего подъема культуры в стране и небывалой яркостью, индивидуализмом недавней выпускницы столичной консерватории. И это несмотря на то, что в дипломе молодой певицы значилась специальность «концертно-камерное пение». Но всякий музыковед, однажды услыхав пение Бибигуль в сопровождении аккомпаниатора или оркестра, удивленно восклицал: почему эта девушка не в оперном театре?!

Первая Попытка

Восхождений на оперную сцену у Бибигуль Ахметовны было два. Первое, по направлению из консерватории в 1954 году, завершилось очень быстро, причем со скандальным прощанием. – Хоть и волновалась я сильно, напряженно готовилась к испытательному экзамену, но, имея гастрольно-разъездную историю и опыт тяжкого, скрупулезно-педантичного труда записи на радио, была уверена: работать над образом в театре легче, чем выступать с сольными концертами, – вспоминает начало своей творческой карьеры нынешний мэтр классического пения.

– Времени на выучивание партии в театре отводится много, все успеешь сделать, с листа петь не надо. К тому же ты на сцене не в одиночестве, а в актерском ансамбле, вокруг пышные декорации…

Однако для того, чтобы артист сам почувствовал полное слияние с творческим коллективом, а здесь речь именно о гармонии актеров-певцов на сцене, требуется время.

Фото: из газетных материалов

Первые же репетиции роли Джильды в спектакле «Риголетто» заставили певицу серьезно переосмыслить свою позицию. Она с присущей ее натуре энергетикой взялась за постижение секретов оперного искусства и уже вскоре претендовала на внутреннее звание настоящей примы ГАТОБ им. Абая.

Между тем кое-кто из завистников притворно вздыхал за кулисами в жилетку начальству: «Она слишком хороша для нашего коллектива – выделяется, и это принижает остальных!».

И действительно, её сильный, выразительный голос неподражаемого тембрового колорита, широкий диапазон – четыре с половиной октавы – заметно выделялся из общего уровня труппы. И это только мешало ей на первых порах вживанию в роль. Спасали отточенная техника и врожденное чувство стиля.

Кто-то в кулуарах ругал певицу, а вот Газиза Ахметовна Жубанова сразу же дала ей такую оценку: «Исполнение Бибигуль партии Джильды – очень легкое и ослепительно чистое. Она поет искренне, правдиво, близко к природе».

Всё это, впрочем, не повлияло на решение певицы уйти из театра. Гордая и независимая от природы, она не стала терпеть шепотки за кулисами и на какое-то время вернулась к концертной деятельности.

Лучшая советская Джильда

Второе пришествие в ГАТОБ и пребывание в нем длилось несколько десятилетий. Но и оно, по судьбоносному стечению обстоятельств, началось с исполнения этой же роли. Может быть, именно поэтому, что так распорядилась судьба Бибигуль Ахметовна Тулегенова долгие годы признавалась критиками лучшей советской Джильдой.

– Как солистка оперного театра, я освоила достаточно обширный репертуар. Но по прошествии многих лет вновь и вновь говорю: самой любимой и важной для меня была и остается партия Кыз-Жибек в одноименной опере Е. Брусиловского.

Взяться за эту роль после того, как в ней блистали такие мастера, как Куляш Байсеитова и Роза Джаманова, было весьма смелым шагом. Одно то, что исполнение несравненной Куляш центральной арии – песни «Гакку» в те годы считалось неповторимым и невозможным для других исполнительниц, накладывало огромную ответственность. Многим казалось, что привнести в нее больше народного, чем это сделала Байсеитова, или, напротив, сделать номер таким классическим, как это сумела Джаманова, просто невозможно. Тем не менее Тулегенова взялась за роль, и «Гакку» в ее исполнении наполнилась новыми красками, – она сумела спеть так, как никто до нее, соединила в единое целое народное пение и классический вокал, нашла и зафиксировала навсегда единственно правильную трактовку этого уникального произведения.

Соло на все времена

Критики того времени писали, что только такая артистка, как Бибигуль Тулегенова, щедро одаренная природным талантом, имеющая великолепную вокальную технику, душой воспринявшая народное творчество, может совершенно верно, непринужденно и легко передать сокровенные чувства героини. Культура пения, актерское мастерство, основанные на глубоком понимании духовной ценности создаваемого образа, делают Кыз-Жибек Бибигуль достоверной, запоминающейся, яркой.

То же самое, только позже, говорили и писали люди, знающие и о других образах, создаваемых в период службы в ГАТОБ народной артисткой СССР Бибигуль Ахметовной Тулегеновой.

Бибгуль
Фото: из газетных материалов

Такой же рельефной и осязаемо-реальной получилась Гульбаршин из оперы Еркегали Рахмадиева «Алпамыс». И здесь артистке в огромной степени помогла ее личная женская стать, красота лица и врожденное обаяние, благородная натура и острый ум: Бибигуль и Гульбаршин, если бы таковая существовала на самом деле, как сестры-близнецы. Потому после знакомства с оперой и лицезрения Тулегеновой-Гульбаршин на сцене зрители представляли героиню патриотического эпоса именно такой, какой была певица, ставшая народной любимицей миллионов.

Блистательно была исполнена и роль Енлик в опере Газизы Жубановой, композитора неоднозначного: новаторски мыслящего, рушащего привычные стереотипы в набирающей размах казахской классике, а потому не всеми воспринимаемого на ура. Сложнейшая вокальная партия Енлик, повторившей судьбу шекспировской Джульетты, была написана на сочетаниях народной музыки и современных ритмов. Как эту музыку воспримет слушатель, во много зависело от первого исполнителя.

Воистину язык настоящего искусства, на котором творит талантливый мастер, близок и понятен всем.

Василий Шупейкин

Оставить комментарий (0)
Loading...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество