Несмотря на проблемы с позвоночником, Денис Березовский вернулся на ралли.
На «Медеу» шли соревнования по хоккею с шайбой. Под открытым небом играли дети, а на обводной дорожке у катка за спортивными баталиями наблюдал титулованный казахстанский автогонщик Денис Дерезовский. Он приехал на «Медеу» вместе со своей дочерью, чтобы поболеть за сына, который в это время гонял шайбу по льду.
Когда медицина бессильна
А до этого последние несколько лет известный спортсмен боролся за свое здоровье. За плечами Дениса Березовского более пятисот различных гонок: он обладатель Кубка мира по ралли-рейдам 2008 и 2015 годов, победитель Silk Way Rally 2016, бронзовый призер «Дакара». Но в 2017 году вынужден был «сойти с трассы». Он провел вне большого спорта почти два с половиной года.
– У меня врожденная гипермобильность суставов, – объяснял Денис Березовский. – Гонка – эта же постоянная тряска, удары, компрессии, падения, перевороты. В итоге профессиональные травмы, растяжения и разрывы связок привели к тому, что у меня появились протрузии и грыжи межпозвоночных дисков. Каждая по 10-12 мм. Можно сказать, что позвоночник развалился на части. После «Дакара» 2017 года весь этот «букет» привел к моей частичной неподвижность. Команда «Астана» ждала год, пока я разберусь со своим здоровьем. Потом мне сказали: «Извини, больше ждать не можем» – и прекратили сотрудничество. Тогда передо мной стояла дилемма: либо операция, либо альтернативные методы лечения. Так или иначе, но диска в пояснице у меня практически уже не было. То есть он был, но находился в таком запущенном состоянии, что не давал двигаться. Я консультировался с хирургами и остеопатами в Казахстане и Германии. Медики пришли к выводу, что операция может дать какое-то облегчение. Я же настаивал на том, что после хирургического вмешательства должен не просто шевелить руками-ногами, а вернуться к максимально активному образу жизни. Доктора не давали никаких гарантий и предложили работать над собой самостоятельно.
Взгляд в бездну
Денис Березовский привык жить в бешеном ритме: рано вставать, много трудиться, тренироваться с полной выкладкой, мчаться куда-то по первому звонку… И вдруг он оказался у черты, за котороймир становился черно-белым. Титулованный гонщик провел 17 лет в профессиональном спорте, еще вчера все было ярко и стремительно, а сегодня – стена. Словно его машина под названием жизнь проехала под «кирпич» и уперлась в тупик. Угроза для жизни и здоровья была чрезвычайно серьезной. Но ДенисБерезовский не позволил себе заглядывать за грань, где начиналась бездна. Он для себя решил: это временная проблема, и я ее решу.
– Когда передо мной встал вопрос «быть или не быть», мне предложили попробовать китайскую гимнастику тайцзицюань, – продолжал Денис Березовский. – Но это не просто ряд упражнений, а целая философия, включающая определенные ограничения и навязывающая какие-то философские понятия. Я не был готов к этому морально, поэтому выбрал для себя путь спортивного восстановления. Понимал, что все очень индивидуально. Ходил на тренировки, закачивал определенные группы мышц. Пока занимался, мышцы оставались в тонусе. Процесс протекал не просто. Стоило сесть на стул и расслабиться, как все усилия обращались в прах. Малейшее неосторожное движение – оступился на лестнице, поскользнулся, неловко повернулся – приводило к тому, что из-за резкой боли я терял сознание и падал. Я мирился с этим до тех пор, пока однажды не лишился сознания в воде. Тогда-то окончательно осознал для себя, что очередное резкое движение может стать для меня последним. С помощью специалистов я разработал для себя реабилитационный комплекс, который за год помог мне полностью восстановиться.
Сам себе лекарь
Денис Березовский создал со специалистами некую комбинацию методик, где за основу взяли систему «Неурак», разработанную в начале XXI века норвежскими врачами и терапевтами. Автогонщика подвешивали на веревках к специальным креплениям, затем вытягивали и гнули. Спустя время в программу добавили силовые упражнения для подкачки мышц. Упорные занятия и вера в себя принесли результат.
– Пришло облегчение, я начал потихоньку кататься на квадроцикле и горном снегоходе, – рассказывал профессиональный автогонщик. – Сначала преодолевал по 50- 100 километров в день. Потом перешел к дальним выездам на машине. Ездил по работе на Алаколь и Балхаш, а когда убедился, что это уже почти мне подвластно, решил снова попробовать себя на «Дакаре». Но не в качестве спортивного пилота. Ребята пригласили меня в команду в качестве водителя пресс-кара. «Дакар-2020» впервые проходил в Саудовской Аравии. Но так получилось, что по прибытии в Эр-Рияд выяснилось, что основной пилот команды Артур Ардавичус не сможет выйти на старт. В самый последний момент мне пришлось его заменить. Так я снова стал официальным участником знаменитого ралли-рейда.
Денис Березовский проехал «Дакар» в новом для себя классе Т3: на двухместном квадроцикле в составе команды Forestal Team из Андорры. Перед ним со штурманом из Аргентины стояла цель – поддержать основной экипаж. Со своей задачей они справились. Основной экипаж финишировал на 23-м месте в генеральной классификации, казахстанско-аргентинский дуэт разместился строчкой ниже.
– Новый класс, новая машина, новые ощущения, – вспоминал Денис Березовский. – Класс Т3 технически подтянулся, заметна динамика роста. Одним словом, состязаться стало очень интересно. После подиума – погрузка машин, прощание с командой. В целом впечатления положительные, гонка прошла хорошо. Правда, не без сюрпризов, но я думаю, что любой, кто едет на «Дакар», приятной легкости от этого челленджа не ожидает.
Там, на неведомых дорожках
А разве бывает в жизни профессионального автогонщика хоть одна гонка, которая обходилась без приключений? Денис Березовский вспоминает, как в 2015 году на «Дакаре» в Чили у его экипажа случился технический сход. Проходили сложный участок «феш-феша» (мелкая пыль). Входе гонки двигатель не выдержал и замолчал навсегда. Машина встала. В мельчайшей пыли вязнет любая техника, поэтому к казахстанскому экипажу не смогла добраться ни одна «техничка».
– Сначала боролись с машиной, потом пытались ее эвакуировать, затем выйти на связь с организаторами, – вспоминал Денис Березовский. – Через 12 часов команда поддержки расписалась в своем бессилии, заявив, что помочь на мне сможет. Мы написали отказ от технической помощи, и все разъехались, кроме нас. Мы еще верили в чудо и надеялись остаться в гонке. Рассчитали запасы воды и еды и остались на ночёвку, а через сутки за нами все-таки приехали.
В детстве отец часто брал Дениса на рыбалку и охоту. Поездки на природу связаны с вождением внедорожника в экстремальных условиях. Там, на неведомых дорожках, он и получил первый опыт вождения автомобиля. Как-то раз Денис Березовский увидел соревнования, которые проводил на дне спущенного озера Сайран первый президент Алматинской федерации автоспорта Николай Маслов.
В 90-е годы патриарх отечественного ралли дал надежду будущим автогонщикам, которым тогда ничего не оставалось, как сидеть по своим гаражам и перебирать старую технику. Не имея опыта в организации соревнований, Николай Маслов обаянием и нахрапом выбивал финансовые средства из спонсоров. На своем газике он летал по перекопанному тракторами дну озера Сайран, оценивая масштаб и сложность препятствий. А сегодня ежегодный традиционный массовый джиптриал на Сайране называют Гонкой дружбы и посвящают памяти Николая Маслова.
Гонки с препятствиями
В юности Денис Березовский решил, что ему тоже стоит поучаствовать в гонках по дну озера Сайран. К тому времени у него уже был богатый опыт езды по бездорожью. Он стал заниматься на курсах экстремального вождения, тренировался у таких специалистов, как Тарабанько и Майоров. Причем начинал не с пилотажной подготовки, а с вождения автомобиля на тяжелом бездорожье. Поэтому первыми его дисциплинами в автоспорте стали трофи-рейды.
– Поездив по Казахстану, через два-три года я оказался в России и прошел школу преодоления мягких, болотистых грунтов, – отметил он. – Прошел «Ладогу», потом пробовал себя в рейдах. Кстати, 40% трасс в ралли-рейдах – это пески. Там мне очень помог опыт выступления в трофи. Оставалось совершенствовать пилотаж, вождение на скорости, а это школа классического ралли. Со временем все детали сложились, и получился неплохой результат в ралли-рейдах.
Денис Березовский считает, что венцом его профессиональной карьеры стало выступление в составе Astana Motor Sport Team. Он защищал бирюзовые цвета столичного клуба на протяжении пяти лет, оказавшись в ее составе отнюдь не случайно.
– Это команда, которая поверила в меня, как в пилота, подчеркнул Денис Березовский. – В «Астану» попал не просто так и считаю, что за годы нашего сотрудничества ни разу не подвел команду. Под флагом столичного клуба я показал максимальные результаты в своей спортивной карьере: выиграл бронзу на «Дакаре», привез золото с «Шелкового пути», во второй раз стал обладателем Кубка мира по ралли-рейдам в личном и командном зачетах. Но Astana Motor Sport Team уже нет, а я снова в строю.
Галина Муленкова