Пилот из РК Артур Ардавичус не выступит на «Дакаре»
5 января в Саудовской Аравии стартовал самый престижный ралли-рейд планеты – «Дакар». Любители автомобильных гонок по бездорожью почти две недели будут следить за интереснейшим спортивным событием в мире, восхищаясь отвагой, упорством и мастерством 350 гоночных экипажей разных технических классов – от мотоциклов до грузовиков. Но одного мастера этой уникальной трассы нам будет явно не хватать.
Азиатский разворот
«Дакар» впервые в истории проходит в Азии, что для нас особенно привлекательно. Увы, есть и ложка дегтя в общей бочке меда. Нынешнее ралли стартовало без ведущего казахстанского гонщика Артура Ардавичуса, который должен был отправиться в путь в составе команды Forestal (Андорра). Для нашего спорта это серьезная потеря. Идея проведения «Дакара» на азиатский континент, как полагают организаторы, должна позитивно отразиться на всем развитии автоспорта в Евразии. Некоторые подвижки произошли уже на нынешнем ралли-рейде: резко увеличилось количество экипажей из соседних с нами стран – России и Китая. В предыдущие десятилетие захватывающая автомобильная гонка проходила в разнообразнейших и порой тяжелейших условиях природных ландшафтов стран Южной Америки. Доставка техники и экипажей на континент была связана с огромными затратами, как для команд, так и для организаторов. В предыдущие сезоны «Спортивная организация «Амори» (ASO – основной организатор «Дакара») потратила немалые средства из собственных ресурсов на организацию ралли в Перу, Аргентине и Боливии, из-за чего столкнулась с финансовыми проблемами. Теперь, правда, в аналогичной ситуации оказались гонщики из обеих Америк.
С другой стороны, передислокация ралли-рейда на Аравийский полуостров, казалось бы, уменьшает шансы участников и болельщиков увидеть разнообразие пейзажей и климатических зон. Ведь значительную площадь проведения гонки занимает пустыня Руб-эль-Хали с достаточно однообразными песчаными ландшафтами и условиями. Однако, как показал первый же день 42-го «Дакара», гонка стартовала очень лихо: экипажи преодолели 319 км боевой дистанции вдоль побережья Красного моря. Рельеф спецучастка изобиловал видами грунтового покрытия, чередуются песчаные, гравийные, каменистые участки, и даже небольшой асфальтовый, с короткими заездами в дюны.
В целом ралли-рейд стал намного более протяжённым как по длине спецучастков (5097 км), так и по общей протяжённости (7856 км). Шеф «Дакара» Давид Кастер заявил: «Не стоит думать, будто пески Аравии проще, чем в Перу. Здесь другая пустыня, она требует иного подхода к работе и пилотажу. Навигация станет гораздо важнее». Кроме того, в правила гонки внесены изменения, благодаря которым условия для частных гонщиков и пилотов заводских команд максимально сравняются.
Казахстанцев, несомненно, волнует вопрос об участие наших гонщиков в первом азиатском «Дакаре». Тем более что локация стартовавшего ралли-рейда гонки для нас несравненно удобнее по сравнении с прежними местами проведения знаменитой гонки. Да и свежи ещё в памяти успехи казахстанских спортсменов и команды Astana Motorsports, когда наши парни прорывались на подиумы и на равных боролись с самыми титулованными раллийными асами самых престижных категорий.
Из осколков «Астаны»
Но, к сожалению, после смены руководства президентского клуба команда Astana Motorsports перестала существовать. А гонщики, представлявшие команду, лишь недоумённо разводят руками. Многие болельщики недоумевают: почему Казахстан перестал развивать раллийное направления в спорте, где в короткие сроки добился грандиозных успехов?
И всё же в нынешнем году наши спортсмены, вопреки обстоятельствам, вышли на старт знаменитой гонки. Пилот Андрей Чередников и его штурман Игнат Фальков представляют команду Offrоad Kazakhstan на автомобиле Ford F150 Evo, подготовленным опытным чешским гонщиком Мирославом Заплеталем. Оба казахстанца не являются профессиональными гонщиками, но их опыт участия в ралли очень велик. Для Игната Фалькова это уже четвертый «Дакар», а Андрей Чередников, напомним, на «Дакаре» в 2016 году завершил выступление итоговом автомобильном зачете на 26-м месте.
Правда, в следующем сезона на ралли Africa Eco Race он угодил в аварию и сильно повредил колено. Однако это не помешало Андрею Чередникову в 2019 году стать шестым в Rally Kazakhstan со своим новым штурманом Игнатом Фальковым. Первый этап нынешнего «Дакара» экипаж закончил 29-м из 78 участников в своей категории.
Капитан не опустит штурвал
Из-за коррупционных обвинений со стороны следственного департамента агентства по противодействию коррупции РК не вышел на старт наш самый именитый и опытный автогонщик, бывший капитан Astana Motorsports Артур Ардавичус. В результате чего титулованному спортсмену «зарубили» годовую лицензию для участия в международных соревнованиях. На счету опытнейшего спортсмена восемь «Дакаров» и бронзовый «Бедуин» в зачёте грузовиков (Т4). И ещё множество других побед и достижений. Независимые эксперты внесли нашего гонщика в топ-5 зачёта SSV (багги) и предрекали ему борьбу за подиум. Однако накануне старта наш ведущий гонщик не смог представить лицензии, которые должен был получить от Федерации автомотоспорта (ФАМС РК). Нам удалось связаться с казахстанским пилотом и узнать у него подробности произошедшего.
– Артур, что повлечёт для вас такой неожиданный отказ от гонки?
– Ввиду этих недоразумений, которые до сих пор не закончены в Казахстане, я не могу участвовать ни в каких соревнованиях. Вопрос очень серьёзный, и для меня он несёт серьёзные санкции со стороны европейской команды, с которой у меня подписан контракт. К «Дакару» команда готовилась больше восьми месяцев, и процесс уже приостановить было сложно. Да и я от наших следственных органов лишь в декабре получил сообщение, которое было для меня как снег на голову: о моей немедленной явке к следователю.
На сегодняшний день получается, что по стратегии команды, где я должен был быть лидером группы, всё рухнуло. Но хорошо, что есть у нас Денис Березовский, – очень опытный пилот, двукратный чемпион мира, победитель «Шёлкового пути», неоднократный участник ралли «Дакар». Всех успехов он добился под брендом «Астаны». Мы успели осуществить замену в последний момент, но на самых неудобных контрактных условиях. Однако деваться уже некуда. Денис Березовский поедет в боевом экипаже вместо меня. Я, конечно, готов был выехать на «Дакар», а потомактивно включиться в разбирательства, которые ожидают меня в Казахстане. Но получилось так, как есть.
– Как ваш отказ от участия в «Дакаре» отразился на настроении членов команды и других казахстанцев?
– Болезненно переживаю не только я, но и вся команда. Трудно при этом улыбаться и находить какие-то слова. Очень обидно, что, не разобравшись, применяются такие жёсткие санкции, и делается это именно сейчас. Я не понимаю происходящего. Мы были национальным клубом с поддержкой государства. Наши ребята стали посланниками Казахстана в спорте и высоко несли флаг РК по всему миру. Становились чемпионами, брали кубки и подиумы на разных континентах. Доказывали, что мы дружные и единые, и высоко держали марку Казахстана.
Для страны ради её престижа крайне важно выйти с нашим флагом и биться с лучшими пилотами мира. И сегодня теми же официальными органами рушится то, что создавалось годами. Доверие к нам как спортивной державе уже не впервые подрывается подобными невразумительными действиями. Я желаю удачи всем участникам гонки, нашим оппонентам и соперникам, многие из которых стали нашими друзьями! Очень надеюсь, что доверие к нам не будет полностью утрачено и моя спортивная карьера, в том числе, на этом не закончится. И мы ещё сможем порадовать казахстанцев новыми победами.
Игорь Лариков