Группа молодых исследователей из общественного фонда Urban Forum Kazakhstan обратила внимание общественности Южной столицы на ценности отечественной архитектуры второй половины XX века. В конце 2019 года они представили спецпроект «Арман. Алма-Ата», реализованный при участии итальянских архитекторов и поддержке Гёте института Казахстана.
Киноцентр «Арман» остаётся единственным в Алматы кинотеатром, успешно работающим еще с советских времён. Он построен в 1968 году и стал важным градостроительным элементом сформированной позже площади имени Абая. Urban Forum Kazakhstan больше года восстанавливал историю создания «короны», декоративного навершия фасада кинотеатра. Орнаментальная корона, выполненная из металлической полосы, венчала «Арман» по всему периметру кровли. Она была демонтирована в начале 2000-х годов.
– Для нас очень важно было найти информацию по короне не только потому, что это архитектурное наследие, – говорит руководитель Urban Forum Kazakhstan Асель Есжанова. – Кинотеатр «Арман» недавно отметил полувековой юбилей. Это немой свидетель, индикатор общественных процессов, произошедших в обществе за это время. В процессе работы наш архитектурно-исследовательский проект перерос во что-то культурологическое, антропологическое. Поиски короны вылились в глубокое погружение в историю нашей государственности.
Исследовательская группа проекта «Арман. Алма-Ата» восстановила облик короны и собрала максимально полную картину истории кинотеатра. Многих из найденных материалов ранее не было в широком доступе, они открыты в ходе проекта. Поиски короны шли во взаимодействии с автором проекта кинотеатра, архитектором Александром Коржемпо и специалистами в области сохранения наследия. По итогам работы Urban Forum разработал сайт, где представлены архивные документы, старые фото, афиши, открытки, исследовательские очерки и 3d-визуализация короны.
– Чертежей короны в архивах не оказалось, – продолжает Асель Есжанова. – Но мы нашли фотографа Василия Сорокина, сделавшего снимки фасада кинотеатра. По этим фото реконструировали корону. Нас привлекла личность её автора, художника-монументалиста Виктора Константинова. Мы попробовали понять его замысел. Композиция, на наш взгляд, разбита на несколько тем. Фронтальная часть на главном фасаде – о творении, созидании. Там присутствуют рисующая девушка, кораблестроитель. Другой фасад отражает тему космоса. Третий, выходящий на проспект Достык, посвящён театру. Меньше всего информации мы собрали о четвёртой части.
По мнению искусствоведа, специалиста по современному архитектурному наследию Елизаветы Малиновской, «с утратой короны здание потеряло очень многое. И не только сюжеты, письма времени. Это было архитектурно очень хорошо, - создавался дополнительный объём, конструкция поднимала здание вверх».
Александр Коржемпо поблагодарил молодых исследователей за проявленное упорство и особо – за собранную информацию о Викторе Константинове и его творчестве. Незаслуженно забытый художник внёс важный вклад в формирование сегодняшнего облика Алматы. В кинотеатре «Арман» помимо короны Виктором Константиновым были созданы скульптурные композиции общей площадью 220 кв. метров. Барельеф «Конькобежцы», выполненный им в 1973 году и украшающий южный фасад спорткомплекса «Медеу», знаком многим алматинцам. Он стал его визитной карточкой крупнейшего города Казахстана. Участниками проекта обнаружен, вероятно, последний прижизненный живописный портрет Виктора Константинова, написанный Леонидом Ханом в 2011 году.
– Восстановить корону – это самое большее, что можно сделать для этого объекта. Каждая женщина знает, что если её обрить наголо, она потеряет часть своего очарования. Так же и кинотеатр, потеряв корону, лишился части своей эмоциональной значимости и художественного настроения, – отметил Александр Коржемпо.
Директор киноцентра «Арман» Бауржан Шукеев понимает всю важность сохранения исторического культурного объекта, как памятника архитектуры второй половины ХХ века.
– Я нахожусь там каждый день и чувствую присутствие у этого здания своей особой энергетики, – отметил он. – Сейчас мы стараемся максимально освободить здание от лишнего, от последующих наслоений. Желание восстановить корону у нас есть. Основная проблема в том, что для этого нужны очень большие деньги. Киноцентр никогда не был богатой организацией, это дотируемое акционерами предприятие.
Вадим Кравцов