Первые показы нового фильма Берлина Иришева «Alla – восточная жемчужина Dior» состоялись в Казахстане. Организованы они были генеральным консульством Франции и французским альянсом в Алматы.
Документальная лента повествует об Алле Ильчун (1926- 1989), двадцать лет блиставшей на подиумах французских домов моды Кристиана Диора и Ив Сен-Лорана. Фильм представляла творческая группа, состоящая из членов Ассоциации казахстанцев во Франции (АКF), которой руководит Берлин Иришев. Он же режиссёр, автор идеи и продюсер фильма.
– Это тот счастливый случай, когда женщина красива, умна и элегантна, – сказал Алексис Шахтахтинский, Генеральный консул Франции в Алматы.
– Она очаровала всех своим стилем, став звездой и жемчужиной дома моды «Кристиан Диор». В те времена её считали китаянкой, но на самом деле она казашка. Наконец восторжествовала историческая справедливость. Благодаря нашему другу Берлину Иришеву она вернулась на родину.
А ранее, летом 2018 года, в Государственном музее искусств им. Кастеева в Алматы с успехом прошла выставка одной картины «В гардеробной» Леона Цейтлина (1885-1962). Это был портрет Аллы Ильчун с фигурой мужчины на заднем плане, предположительно её супруга Майка де Дюльмена.
Спустя полгода вышла книга Б. Иришева «Муза DIOR», где история жизни знаменитой модели впервые обрела целостность.
– Наш фильм стал третьим возвращением Аллы Ильчун в Казахстан. Алла родилась в Харбине в семье русской аристократки Тамары Михайловой и потомка зажиточного казахского бая Куантхана Елшына из города Верного. Он был в руководстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), – отметил Берлин Иришев.
Кстати, недавно на сайте АКF впервые появился портрет Куантхана Елшына.
Позже Иришев купил этот холст у парижского антиквара, и картина стала началом истории возвращения Аллы Ильчун в Казахстан.
От Харбина до Парижа
В необычной биографии Аллы были детство в Китае, японская оккупация и участие во французском движении Сопротивления. Далее путь от посудомойки до музы Кристиана Диора. В середине ХХ века она участвовала в модных дефиле по всему миру, появлялась на страницах ведущих журналов. Наряды с её плеча доставались принцессе Маргарет, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор.
Ярким эпизодом ее жизни стал роман с Робертом Капой, классиком военной фотожурналистики ХХ века. Но замуж она вышла за фотографа дома моды «Кристиан Диор» Майка де Дюльмена, чьи работы до сих пор появляются на выставках и аукционах. В одном из первых дефиле Ив Сен-Лорана Алла Ильчун демонстрировала почти треть всей новой коллекции.
До середины 1960 годов она работала с Ив Сен-Лораном, принимала предложения и от других модных домов. В 1980 году Алла Ильчун становится Аллой Мухиной, став супругой создателя Ассоциации французских любителей вестерна, бывшего артиста русского балета Игоря Мухина.
О своих казахских корнях наша героиня стала говорить в последние годы жизни. Встречавшийся с Аллой Ильчун российский историк моды Александр Васильев в предисловии к своей книге «История моды. Кристиан Диор» писал: «Великий кутюрье середины XX века был автором и создателем стиля утонченной женской элегантности послевоенного времени. В доме Диора работало несколько русских манекенщиц – княжна Татьяна Кропоткина, харбинка Алла Ильчун, Елена Корнилова и Дина Варенова. В этом альбоме вы найдете несколько фотографий Аллы (фото Майка де Дюльмена, – прим. авт.), первой евроазиатской модели, полурусской, полуказашки, проработавшей у Диора двадцать лет. Она славилась стройностью своей талии – 49 см – и тем, что сделала популярными стрелочки для подводки глаз».
Создатели фильма нашли множество архивных документов и кинохроники, впервые представив их широкому зрителю.
– Мы связались со многими людьми, с которыми потерял связь дом моды Кристиана Диора, и значительно обогатили его досье, – говорит Гульнара Захарова, соавтор сценария фильма. – Досье Аллы состояло из 4-5 страниц, где были неправильно указана её фамилия, напутаны факты из её жизни. Мы постарались представить Аллу такой, какой она была в действительности. Не идеальной и со сложным характером , но интересной, многогранной личностью, которая вдохновляет нас более полутора лет.
Рассказ об Алле в фильме дополняется видеосвидетельствами людей, знавших её. Среди них Марк де Дюльмен, единственный сын Аллы Ильчун, её крёстная дочь Светлана Лобофф, ассистент Кристиана Диора Йон Карлссон, историк моды Александр Васильев.
– Помимо физических данных у Аллы была особая манера держать себя, – вспоминает Йон Карлссон. – Когда Алла выходила на подиум, создавалось впечатление, что она парит над землёй. У неё была неповторимая техника поворота. Когда она шла, то выставляла правую ногу вперёд и поворачивалась направо. Это было сверхъестественно, больше ни у кого такого не видел.
В фильме снялся даже посол Франции в РК Филипп Мартине:
– Алла Ильчун оказалась во Франции, стала частью этой страны. Она привнесла элементы своей культуры во французскую жизнь. Франция процветает, потому что черпает своё вдохновение и составляющие элементы по всему миру и во всех культурах.
Час восхищения и удовольствия
В финале фильма поэт Олжас Сулейменов читает стихи Гульнары Захаровой, посвящённые Алле Ильчун. После просмотра ленты он поделился своими впечатлениями:
– Для меня это был час восхищения и удовольствия. Последние 30 лет, после того как советская кинематография «дала дуба», я так и не видел хороших документальных картин, где всё было бы взвешенно, где бы герой вдруг неожиданно возник, появился и утвердился в сознании. Сейчас у нас кинодокументалистики практически нет. Я надеюсь, что ваш фильм поможет восстановлению этого жанра. Во всех отношениях получился приятный, удивительный фильм, очень глубокий, оснащённый профессионализмом. Вы открыли благодарную тему, которая может развиться и в других жанрах. Может быть, в игровом фильме.
Берлин Иришев сказал, что в ближайшее время фильм «ALLA – восточная жемчужина DIOR» появится в широком доступе на стриминг-платформах, общедоступных каналах. В их числе, возможно, окажутся Netflix и YouTube.
Вадим Кравцов