aif.ru counter
21

Поединок с палочкой в руках

Анна ГОРБЕНКО / из газетных материалов

Дирижёр – профессия загадочная. Зачем оркестру нужен человек, стоящий спиной к залу и размахивающий руками? Ответ на этот вопрос жители южной столицы получили на i алматинском международном конкурсе оперно-симфонических дирижёров. Это уникальное событие было организовано казахской государственной филармонией им. Жамбыла в сотрудничестве с международным агентством CLASSICS MANAGEMENT BUDAPEST при поддержке Министерства культуры и спорта РК

Поиск талантливых дирижёров, поддержка их в профессиональном становлении, обмен опытом – основные задачи этого нового для страны и города международного культурного проекта.

Конкурс, в котором принимали участие 56 человек из 20 стран, стал настоящим праздником музыки. Его программа была рассчитана на пять дней и включала выступления со струнным оркестром на первом туре и концерты с Государственным симфоническим оркестром РК (ГАСО) во втором туре, полуфинале и финале.

Международное жюри возглавил заслуженный деятель РК Алан Бурибаев, главный дирижёр театра «Астана Опера», главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра радио и телевидения Ирландии. Вместе с ним в состав жюри вошли Витторио Паризи (Италия), Дьёрдь Рат (Венгрия), Джузеппе Аквавива (Италия), Диан Чобанов (Болгария) и Серик Сырлыбаев (Казахстан). У каждого из них за плечами – богатейший опыт выступлений с различными оркестрами и работа в жюри международных конкурсов, а Дьёрдь Рат является автором книги – исследования об искусстве дирижирования.

Сейчас трудно представить, что ещё в 18 веке такт музыкальной композиции отбивал композитор или концертмейстер ударами палки или ноги. А бесшумное управление оркестром специальным человеком при помощи руки или палочки вошло в обиход только в 19 веке. Кстати, у дирижёра есть собственная партитура, где прописаны ноты каждого инструмента оркестра, и он должен следить за игрой всех музыкантов оркестра одновременно.

В финале конкурса выступили: Тарас Демчишин (Украина), Азим Каримов (Россия), Александр Aдиарте (США) и Ерболат Ахмедьяров (Казахстан). Удивительно глубоко и проникновенно прозвучала первая часть «Симфонии №5» Чайковского у Азима Каримова, ученика замечательного дирижёра Геннадия Рождественского. Интересно было слушать, как финалисты каждый по-своему показали одни и те же казахские танцы из оперы «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди. Диплом от Фонда Ахмета Жубанова за их исполнение получил Александр Aдиарте, которому зал устроил самый тёплый прием за искренность и душевность. Тарас Демчишин и Александр Адиарте разделили четвертую премию конкурса. Третью премию получил Ерболат Ахмедьяров. Лауреатом второй премии стал Азим Каримов. Первую жюри единогласно решило не присуждать никому. Дипломом конкурса и дипломом ГАСО отметили мастерство Дмитрия Матвиенко (Белоруссия).

Алан Бурибаев рассказывает:

– Дирижер – профессия штучная. Как можно его оценивать? Он должен очень многое знать, обладать целым комплексом качеств. Это и харизма, и умение быть лидером. Ему нужно уметь говорить с оркестром, владеть как минимум английским языком. Если он исполняет, например, Бетховена, ему надо знать эстетику той эпохи. На нашем конкурсе были блестящие музыканты. В финале дирижёрам надо было по-новому исполнить произведения, хорошо известные публике и оркестру, проявить высокий вкус, создать музыку, которая прозвучит только сегодня и больше никогда. Важной миссией конкурса стала пропаганда казахской музыки. Все его 56 участников получили ноты казахских народных танцев из оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Возможно, со временем они включат эти произведения в свой репертуар.

Анна ГОРБЕНКО

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество