Примерное время чтения: 3 минуты
327

Исчезнет ли цифровая подпись?

В казахстанской сфере электронных услуг произойдут заметные перемены. Прежде всего они коснутся отмены обязательного наличия электронной цифровой подписи (ЭЦП), которое сдерживает развитие электронных услуг.

Сегодня гражданам предоставляется более 700 различных государственных услуг. Из них 90% услуг позволяют получить ЦОНы, а 80% осуществляются через портал электронного правительства https://egov.kz. Время, необходимое для регистрации как рождения семьи, так и нового бизнеса, сокращено до десяти минут. Однако большая часть услуг в электронном правительстве оказывается с помощью ЭЦП для идентификации.

ЭЦП – это инструмент подтверждения юридической значимости действий как частных, так и юридических лиц в сети интернет. Это аналог подписи и печати, удостоверяющих их владельца. Каждый раз при подписании документа формируется своя уникальная ЭЦП.

ЭЦП формируется с помощью средств криптографической защиты информации (СКЗИ) – сертифицированной КНБ программой, которая содержит гостовские алгоритмы шифрования.

Для ЭЦП нужны два ключа шифрования – открытый и закрытый. Сертификат ЭЦП представляет собой электронный файл, который содержит информацию о владельце сертификата и открытый ключ шифрования. Сертификат, или ЭЦП, может храниться на одном или нескольких носителях, в том числе и на защищенном удаленном облачном сервере.

Самым защищенным носителем на сегодняшний день является флеш-карта, или электронный токен.

Юридически значимый сертификат ЭЦП в Казахстане выпускает национальный удостоверяющий центр. В отличие от России получить электронный ключ на другого человека в Казахстане довольно сложно.

Использование электронной подписи другими лицами без ведома владельца не освобождает его от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования.

Учитывая всё это, в Казахстане предпринят ряд мер по упрощению использования госуслуг.

– До конца 2019 года большая их часть будет доступна в электронном формате, – заявила председатель Агентства по делам государственной службы Анар Жаилганова. – Для многих затруднительно получение и применение ЭЦП. Предлагается значительно облегчить получение электронных услуг за счет использования в качестве методов аутентификации одноразовых SMS-паролей либо метода единого идентификационного номера. Такая практика применяется во многих передовых странах, таких как Великобритания, Франция, Южная Корея, Китай. В настоящее время в Казахстане SMS-пароли применяются лишь по 64 не самым популярным государственным услугам. Для удобства наших граждан мы планируем исключить одноразовые справки из реестра госуслуг. Будет исключено 62 вида различных справок, выписок и документов, которые необходимы для предоставления в качестве подтверждающих сведений в другие инстанции. В этом перечне справки об отсутствии судимости, о временной нетрудоспособности, о наличии либо отсутствии недвижимости, выписка из медицинской карты больного. Все эти документы организации будут получать самостоятельно из информационных систем, не обременяя граждан потерей времени.

В частности, 1 ноября в Казахстане отменили адресную справку. Теперь госорганы, школы, медучреждения и другие организации смогут получать справочные данные о казахстанцах через объединенные базы данных. Отмена адресных справок заметно сократит бумажный документооборот. Теперь работодатель не имеет права требовать такой документ. Необходимость предоставлять сведения о месте жительства останется лишь для жителей приграничных с Россией сел. Такая норма предусмотрена международным договором между Россией и Казахстаном.

Диана Фролова, Олег Белов

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых