ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КАЗАХСТАН ПРИБЫЛО БОЛЕЕ ОДНОГО МИЛЛИОНА ЭВАКУИРОВАННЫХ. ОСНОВНУЮ МАССУ ПРИБЫВШИХ СОСТАВЛЯЛИ СТАРИКИ, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ. НО СРЕДИ НИХ БЫЛИ И ЛИЧНОСТИ, ИЗВЕСТНЫЕ НЕ ТОЛЬКО ВСЕЙ СТРАНЕ, НО И ВСЕМУ МИРУ. И ХОТЯ ИСТИНЫ РАДИ НУЖНО ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИЕХАВШИЕ В ТЕ ГОДЫ ОКАЗАЛИСЬ У НАС НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ И ПАЧЕ ЧАЯНИЯ, – СЛОВ ИЗ ЭТОЙ ПАТЕТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ НЕ ВЫКИНУТЬ. ДА НИКТО И НЕ СОБИРАЕТСЯ! [газетная статья]
АКАДЕМИЯ НАУК – В БОРОВОМ
Заметную часть эвакуированных в Казахстан знаменитостей составила интеллигенция, которая обычно концентрировалась вокруг Москвы, Ленинграда и Киева. Но если творческая совесть советского народа получила временную прописку в южной Алма-Ате, то научный ум был сосредоточен в более спокойном и располагающем к размышлениям месте – в Боровом.
В эвакуации там находились такие академики с мировыми именами, как Владимир Вернадский, Александр Тюменев, Леонид Мандельштам, Лина Штерн, Алексей Фаворский, Михаил Ильинский, Николай Гамалея, Лев Берг, Александр Орлов, Алексей Баландин, Сергей Зернов, Николай Зелинский, Андрей Рихтер, Алексей Крылов.
Ветераны науки отнюдь не отсиживались в тылу. Известно, что за работы в своих областях, законченных в это время в Боровом, математик Сергей Бернштейн, физик Леонид Мандельштам и химик Николай Зелинский были удостоены госпремий. А другой химик-академик Ильинский скончался и был похоронен в Боровом.
Но не только учёные нашли приют под соснами Синегорья. Мария Андреева, гражданская жена М. Горького, актриса, соратница Ленина, в те годы возглавлявшая Московский дом учёных, также переживала здесь суровые годы. От неё в местную библиотеку попало несколько книг из личного собрания Горького. Сорок лет назад мне с гордостью показывали их в читальне туберкулёзного санатория.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ УЧЁНЫХ
Боровое было не единственным местом, приютившим эвакуированных учёных. Несколько академических заведений получило временную прописку в Алма-Ате. Вообще же, в республику было направлено 20 крупных научно-исследовательских институтов из Киева, Ленинграда и Москвы, и потому тут разом оказался весь цвет советской науки во главе с наезжавшим с Урала президентом АН СССР Владимиром Комаровым. Многие специалисты принимали деятельное участие в работе комиссии Академии наук СССР по мобилизации ресурсов восточных районов страны.
Вот как резюмировалось это научное пришествие в официальных исторических трудах позже: «Окруженные заботой и вниманием, успешно работали в Казахстане в годы войны виднейшие ученые Академии наук СССР и преподаватели вузов, эвакуированные из центральных и западных районов страны. С их помощью и участием расширился казахский филиал АН СССР. Были созданы новые научные институты: астрофизики, химии, энергетики, почвоведения, ботаники, истории, археологии и этнографии, языка и литературы… Штабом советской науки в республике стал в годы войны казахский филиал Академии наук СССР. При Госплане Казахской ССР был организован научно-технический совет по всем отраслям народного хозяйства, который координировал работу научных учреждений. Работу научно-технического совета возглавлял Д.А. Кунаев».
Неудивительно, что эвакуация в Казахстан такого количества маститых учёных породило мощный всплеск в развитии казахстанской науки. В 1946 году в Алма-Ате открылась Республиканская академия наук.
ПРО ПАШУ, КОТОРАЯ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ И НАША
Имя Паши Ангелиной вряд ли что-то скажет современной молодёжи. Она – ягода совсем иного поля, нежели осевшие в Боровом старейшины науки. Но для тогдашних поколений её личность была знаковой ничуть не менее. А уж если говорить про популярность, в СССР она стояла в одном ряду со Стахановым, Чкаловым, Папановым и Карацупой (пограничник с собакой по прозвищу Индус).
Организатор первой женской тракторной бригады в СССР Прасковья Ангелина дважды становилась Героем Социалистического Труда и трижды получала орден Ленина, являлась неизменным депутатом Верховного Совета и непременным делегатом всех съездов партии. Ей посвящались кинофильмы, и о ней слагались песни. Вспомним культовую пырьевскую ленту 1939 года «Трактористы» с Мариной Ладыниной в главной роли и знаменитой песней «А ну-ка, девушки!». Когда в 1938 году Ангелина обратилась с призывом «Сто тысяч подруг – на трактор!», то в трактористки пошли 200 000 советских девушек!
Но какое отношение имеет героиня к Казахстану? Самое что ни на есть прямое. Эвакуированная в нашу республику в самом начале войны, прославленная трактористка несколько лет руководила женской тракторной бригадой в Будёновском МТС Западно-Казахстанской области. «В далёком казахском ауле Теректы … нас приняли как родных братьев и сестёр», – с теплом вспоминала она позже в своей книге с поэтичным названием «Люди колхозных полей».
ЗВЁЗДНАЯ СЦЕНА ТЕАТРА АБАЯ
А вот про Галину Уланову всё культурное человечество помнит до сих пор. Хотя о том, что часть её судьбы связана с Казахстаном, знают лишь посвященные.
… С началом Отечественной войны Алма-Ата, самый, пожалуй, далёкий от театров военных действий город, стала одним из основных центров театральной жизни СССР. Да и не только театральной – здесь находилась полноправная культурная столица в изгнании. Именно у нас волею судьбы в одночасье оказались в те годы многие прославленные писатели, учёные, музыканты, артисты.
Немногие театры мира могут гордиться тем, что на их сцене работала (не гастролировала, а именно работала) сама Уланова. А вот театр оперы и балета имени Абая может!
Довоенная столица Казахстана строилась неспешно, так что здание казнацтеатра – главного парадного зала Алма-Аты (и всего Казахстана) – строители сдали только в ноябре 1941 года. В то самое время, когда Киев был уже под фашистами, Ленинград – в блокаде, а Москва отбивалась на самых ближних подступах.
Вскоре в Алма-Ате на этой самой сцене и заблистала Уланова, которая не только танцевала в балетных спектаклях, но и участвовала в постановке классических балетов, помогала становлению хореографической школы Казахстана. Так что эта сцена, жизнь на которой продолжается в ритме обычного театрального кипения и сегодня, хорошо помнит твёрдую поступь её пуантов.
Но Галина Сергеевна не только танцевала в театральных спектаклях и выступала на концертах. В 1943 она стала заслуженной артисткой КазССР. Уланова, позже воспитавшая целую плеяду выдающихся учеников, уже здесь пробовала себя в качестве педагога.
В то время местное хореографическое училище только проходило период становления. Отцом-основателем его был Александр Селезнев, знакомый по Ленинграду. Потому-то она часто бывала в местной балетной школе. До сих пор в самом училище каждый год репетируют фрагменты из «Жизели», которую, как утверждают, привезла в Казахстан она, Галина Уланова – лучшая Жизель всех времён и народов.
МЕДОВЫЙ ГОД В АЛМА-АТЕ?
Как вспоминала сама прима, «в городах Перми и Алма-Ате, за тысячи вёрст от кровопролитных боёв, сберегалось и лелеялось наше искусство». При чём тут Пермь? В отличие от всех прочих эвакуированных Уланова перебралась в Алма-Ату по своей воле – приехала к мужу, знаменитому главрежу театра Моссовета Юрию Завадскому, с которым они поженились в самом начале войны. Так получилось, что театры, в которых работали супруги, были эвакуированы в разные города. Кировский – в Пермь, а Моссовета – в Алма-Ату. Потому-то алма-атинский период жизни Галины Улановой вполне можно считать запоздалым медовым месяцем.
А точнее, медовым годом, если исходить из времени, которое провела прима в нашем городе: 1942-43 г. Если считать, что брак этот, единственно значимый в жизни балерины, вскоре распался, можно предположить, что пребывание в Алма-Ате проходило на фоне особого эмоционального подъёма.
Но вот парадокс. У нас нет никаких фотографий счастливой примадонны, снятых в Алма-Ате киноплёнок. И это несмотря на то, что тут тогда работал весь цвет нашей кинематографии, а Эйзенштейн даже намеревался снимать её в одной из ролей «Ивана Грозного». По воспоминаниям знакомых с Галиной Сергеевной (мне довелось беседовать с одним из её последних учеников – Николаем Цискаридзе), она и сама практически никогда не вспоминала про этот этап своей жизни. Почему?
…Отношения балерины с Алма-Атой не закончились с её отъездом в 1943 году. Под конец жизни она ещё раз побывала в нашем городе. В 1995-м Уланова приехала, чтобы вдохновить и благословить новое начинание местных хореографов и ценителей балета – международный фестиваль «Приз традиций». В 1998 году, когда Галины Сергеевны не стало, «Приз традиций» превратился в «Приз Улановой».
Андрей МИХАЙЛОВ