Это доказали авторы инновационного арт-проекта Cosmo Tengri, который этим летом был представлен в центре Рима, в крупнейшей центральной галерее Рима — palazzo merulana, при поддержке посольства Казахстана в Италии.
Автором идеи выступила казахстанско-итальянский композитор и пианист Ангелина Ершова. Вместе с алматинской художницей Салтанат Ташимовой она провела музыкально-художественный перформанс. Жителям Вечного города был представлен проект на стыке электронной и этнической музыки и live sound-painting перформанса. Мистический образ Тенгри предложен в новом прочтении как «Космос всего сущего — мировой закон бытия».
Уникальность проекта в том, что новый образ Тенгри воплощён во взаимодействии музыки и живописи посредс- твом специальных сенсоров, размещённых на холсте, поз- воляющих в режиме реального времени осуществить амплифи— кацию и синтез звука арт-пер- форманса художницы. Каждое движение кисти преобразовы— валось в звук, пройдя специаль- ную электронную обработку. В проекте были использованы синтезированные звуки казах- ских народных инструментов: кобыза, сабызгы, кылкобыза, дангыры (шаманского бубна), а также горлового пения и специально сконструированных автором звуковых резонаторов. В результате музыка и живопись слились в единое целое.
Главный мессидж проекта Cosmo Tengri — осознанность и ускользающая красота при- роды. Композитор и художник задаются важными вопросами: что мы оставим после себя грядущим поколениям? Могут ли люди повлиять на ход окружающих событий в глобальном масштабе? Здесь нужно вспомнить, что Салтанат является активным участником экологических движений в Алматы, в частности — по защите урочища Кок-Жайляу от застройки. На презентации проекта были за- тронуты такие актуальные темы современности, как глобализация, самобытность, взаимодействие культур и искусства.
Известный̆ итальянский музыкальный критик Алекс Маренга отметил:
— Арт-проект CosmoTengri — это переплетение разных на- правлений современного искус- ства, где традиции шаманизма и использование современных технологий тонко переплета- ются и позволяют человеку по- новому взглянуть на современ- ную культуру Азии в контексте развития новых тенденций.
Творческому тандему композитора Ершовой и художницы Ташимовой
до презентации предшествовали персональные проекты авторов.
У Салтанат Ташимовой накануне презентации прошла персональная выставка в римской галерее Medina Roma. В свою очередь Ангелина Ершова ранее вы- пустила одноимённый музыкальный альбом Cosmo Tengri. В записи диска приняла участие талантливая кобызистка из Казахстана Гульжан Аманжол.
В целом музыкальный̆ альбом получил широкий̆ резонанс в Европе и доброжелательные отклики у публики.
Мировые эксперты искусст- ва дали высокую оценку твор- ческому проекту Cosmo Tengri. В настоящее время планируется тур по Европе и финальный по- каз работ в Казахстане.
— Ангелина, насколько сложно воссоздать музыкально музыку Великой степи? Ведь нотной за- писи в древности там не сущес- твовало.
— В проекте Cosmo Tengri я опиралась на своё знание кобы- зовой традиции и характерных принципов формообразования, особенно меня заинтересовал архаичный образный пласт. Преобладало импровизаци- онное начало, которое также присутствует и в традиционной музыке Великой степи. Новое прочтение образа Тенгри через электронный синтез этничес- ких инструментов позволило мне создать интересную «тем- бральную палитру» звучаний, а художница в свою очередь этой «палитрой» и воссоздала визу- альную картинку перформаса.
— Говорят, что картина — это застывшая музыка. Способны ли вы импровизационно отобразить любую картину в музыке?
— Cosmo Tengri — это и есть «застывшая звуковая картина», которая оживает и разворачива- ется во времени в виде художес- твенного перформанса. Спо- собна ли я отобразить любую картину? Думаю, да, но каждая картина требует особого вдох- новения, должна быть идея. Ес- ли же мы говорим о спонтанной импровизации — это тоже очень интересно и заманчиво. Я люб- лю экспериментировать!
Олег БЕЛОВ