«Наш мир многополярен, – сказал в обращении, приуроченном в этом году к международному женскому дню генеральный секретарь ООН Антониу Гуттерриш. – Но мы живем в обществе, в котором доминируют мужчины, поэтому главный вопрос – гендерное равенство».
Гендерный баланс – один из краеугольных камней общества. В настоящее время Казахстан находится на 60-м месте по индексу гендерного равенства, в середине мирового рейтинга. Важная роль в поддержке равенства возможностей полов принадлежит журналистам, сотрудникам пресс-служб, блогерам. Поэтому миссия «ООН – женщины» в Казахстане и кафедра ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби провела в городах Уральск и Костанай семинары-тренинги «Медиа и цели устойчивого развития» для представителей медиасообщества и НПО.
В 2015 году Казахстан в числе других стран – членов ООН поддержал 17 глобальных целей устойчивого развития в сфере экономики, социума и экологии, чтобы сделать наш мир лучшим местом для жизни. И в каждой из провозглашённых целей есть доля справедливого гендерного подхода. А чтобы его корректно применять, журналисты должны быть осведомлены о мировом опыте, сформировавшихся в разных регионах подходах и возможностях преодоления гендерных барьеров. Ведь без повышения медиаграмотности в сфере гендера трудно сориентироваться, нужно ли писать о женщинах только хорошо? Почему в СМИ опираются большей частью на мнение мужчин, а женщины являются источниками информации лишь только в 24 процентах? Как отметила программный специалист структуры «ООН – женщины» в Казахстане Гульнар Смаилова, повышение конкурентоспособности человеческого капитала через эффективные подходы и медиаинструменты позволит преодолевать существующий гендерный дисбаланс. Тренеры – вузовские ученые показали на конкретных публикациях и сюжетах принципы толерантного отражения возможностей мужчины и женщины, журналисты представили образы, которые конструируют общественное мнение и поддерживают СМИ, объяснив, какие качества действительно значимы в условиях Казахстана, а какие воспринимаются обществом пока настороженно. Темы презентаций, игр и воркшопов, «мозговых штурмов» базировались на материалах «ООН – женщины», ЮНЕСКО, повышение гендерной грамотности работников СМИ, поддерживая принцип всеобщего равенства, ведь земля– это мир равных возможностей мужчин и женщин.
Александр Рожков, доцент КазНУ им. аль-Фараби