В Казахстане существует республиканская бюджетная программа «Повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризация казахстанского культурного наследия и повышение эффективности реализации архивного дела». В прошлом году бюджет выделил на ее реализацию свыше 56 миллиардов тенге, из которых на выпуск книг, в ранге общественно значимой литературы, было отпущено около миллиарда тенге. Означает ли солидная цифра, что все проблемы в книгоиздательском деле решены? Об этом наш разговор с Досымом Сатпаевым, политическим и общественным деятелем, кандидатом политических наук, публицистом. И к тому же издателем [газетная статья].
СВИДАНИЕ У БУКИНИСТА
– Досым, вы как-то сказали в одном интервью, что нет ничего лучше хорошо написанной книги. Позиция не поменялась с учётом возрастающего значения информационных технологий и грандиозных возможностей искусственного интеллекта?
– Пока по-настоящему бескрайние возможности у человеческого интеллекта, породившего себе в помощники искусственный. Не хочется говорить банальности, но мир принадлежит тем, кто читает. Как подметил кто-то из умных, не все читатели – лидеры, но настоящие лидеры – всегда читатели. Книга являет собой сочетание источника наслаждения, информации, умственного и духовного развития. Читая, мы постигаем тысячи жизней и этим здорово помогаем состояться собственной. Лично для меня большая радость и надежда на благие перемены в обществе в том, что молодёжь возвращается к книге, чего ещё несколько лет назад не наблюдалось. Сегодня такое явление стало трендом, хорошей модой, достаточно посмотреть, сколько людей, и в особенности молодых, надолго застревает у стеллажей книжных магазинов. Пустым любопытством такое не объяснишь. Молодёжь спускается в подвальчики букинистических лавок, даже свидания там нынче назначают. Совсем не редкость видеть читающих на лавочках в парках, скверах или кофейнях. Больше того, книга стала подарком. Это при изобилии разнообразной продукции для презентов! А написать и издать хорошую книгу означает сформировать нового читателя.
– Написать – да, а издать, согласитесь, не всегда получается! Вот и жалуются авторы, по крайней мере молодые, что им легче напечататься в той же России, чем у себя.
– Согласен, проблема есть. Но надо исходить из реальностей книжного рынка. А он, в том числе, зависит от обширности читательской аудитории. Население всего Казахстана двадцать миллионов, а в мире найдутся страны, в которых города с таким же количеством населения! Хотя не будем сбрасывать со счетов и сложности становления книгоиздательства как бизнеса. Эта сфера креативной экономики еще не вполне сложилась.
АМБИЦИЯ, ОНА ЖЕ ПОЗИЦИЯ
– Что вы имеете в виду?
– Смотрите, нет ничего проще книгу напечатать, особенно при наличии спонсора. А дальше-то что? Как привести её «за руку» к читателю, как человек поймёт, что автор талантлив и с его творчеством стоит знакомиться? Чтобы читатель неслучайно взял с магазинной полки книгу среди гигантского количества других, а специально пришёл за ней в торговую точку. Грубо говоря, нужна раскрутка, реклама, следовательно, новые вложения. Нужен договор с книжным магазином. Всё это рутинная работа, которая самому автору не под силу. Занявшись издательской деятельностью в рамках своего культурно-просветительского фонда, я поставил перед собой амбициозную задачу не только поиска талантливых перьев, но и обеспечения для них полноценного продюсирования «под ключ». Задача непростая, однако интересная и социально значимая. За годы удалось издать и успешно реализовать около тридцати книг казахстанских и иностранных авторов, среди которых Вадим Борейко, Ермек Турсунов, Олег Червинский, безвременно ушедший Геннадий Бендицкий. В особом ряду стоят произведения Нацуко Ока про Японию или книга Берлина Иришева, живущего во Франции, об Алле Ильчун, любимой модели Кристиана Диора, чей отец был казахом.
– Гигантское количество книг говорит о большом количестве и казахстанских издательств?
– В этом году, надеюсь, опять будет проводиться ежегодный, начиная с 2014-го, республиканский фестиваль Kitap Fest Almaty. Помню, как лет пять-шесть назад в нём участвовало несколько казахстанских издательств. А в прошлом году число выросло в десять раз. Они представили издания разных направлений: художественного, исторического, нон-фикшн, переводов, детской и учебной литературы, на казахском, русском, английском языках. Значит, есть спрос, есть потребитель, люди готовы тратить деньги, пополняя домашние библиотеки либо начиная их с нуля.
МИЛЛИАРД – НА БОЧКУ!
– Домашние – это хорошо. А вот детские часто жалуются, что не хватает литературы, притом что авторов, пишущих для детей, в Казахстане немало.
– И притом что сейчас есть и хорошие издательства, выпускающие детскую литературу с высоким уровнем контента и полиграфического исполнения. Но, к сожалению, бюджет экономит на финансировании детских библиотек, хотя должна проводиться государственная политика в этом вопросе, где дефицит недопустим. С другой стороны, пока чиновники чешут затылки, не грех бы и бизнесу побыстрее развернуться в сторону юной читающей аудитории, обеспечивать книжные фонды пополнением для детских библиотек.
– Просто интересно, как такая нехватка сочетается с определением общественно значимой литературы? Выходит, детская к ней не относится?
– А мне вот интересно, много ли читателей среди чиновников минкульта, минпроса и других ответственных учреждений. Есть веский повод усомниться. Но если речь идёт о миллиарде, отпускаемом на книжную продукцию, то это дело известное. Выпустят нехилым тиражом фолиант маститого, широко известного в узких кругах писателя, зарекомендовавшего себя правильными идеологическими взглядами – и освоят часть бюджета. Потом другого-третьего из безопасной авторской когорты. Книжки рассуют по библиотекам, по разным госучреждениям, магазины их не возьмут из-за стопроцентной невостребованности. По финансовой отчётности полный порядок, а на деле полное безобразие. К тому же даёт о себе знать отголосок 90-х, когда выпуск детской литературы финансировался по остаточному принципу. Мы забываем, что детская литература создаёт у ребёнка мотивацию к знаниям, эмпатии, коммуникациям.
ОПАСНЫЕ СЕКУНДЫ
– Разве сегодня эту же роль не выполняют гаджеты?
– Так только кажется. Социологи окрестили нынешних детей, которым родители буквально с рождения вкладывают в ладошки сотовые телефоны, поколением альфа. Чадо не плачет, занято просмотром мультиков. Но тут возникает большая проблема. Детский мозг быстро впитывает первые навыки, и ребёнок к двум-трём годам быстрее ориентируется в электронном формате, чем в книжном. Клиповому сознанию легче воспринимать 15-секундные ролики, чем трудиться над чтением. Хорошо бы это осознать семьям, ведь детям предстоит учиться в школе, где книжки никто не отменял. А издательствам детской литературы надо покумекать, как сделать свою продукцию успешным противником сенсорных окошек.
– Что может государство, не уподобляясь неразумному родителю, предпринять на этом душеспасительном направлении?
– Самое очевидное, пересмотреть бюджеты, предназначенные на выпуски книг, отдав приоритет действительно важной и актуальной для людей продукции. Поощрять лучшие издательства снижением налоговых ставок и увеличением госзаказа, поддерживать меценатов, что приведёт к здоровой конкуренции на книгоиздательском рынке.
ПОЧЕМУ БЫ НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ НА НОБЕЛЯ?
– Вы вслух говорите, о чём другие на пути в новый Казахстан предпочитают молчать.
– Слишком много во власти временщиков, начинающих с реформ, от которых только бестолковые затраты. Сказал президент о «креативном Казахстане», и они начали, как попугаи, вторить, не задумываясь над смыслом, означающим творческую составляющую множества видов деятельности человека. Здесь кинематограф и театр, мастерство художников, ремесленников, профессий по предоставлению услуг населению… В том числе и книгоиздательство. Например, у меня есть дерзкая, но вполне осуществимая мечта – открыть и взрастить в Казахстане своего лауреата Нобелевской премии по литературе.
– О как!
– Тем более что на постсоветском пространстве уже были прецеденты. Таланты в писательской среде и у нас не в дефиците. С 2009 по 2019 годы мы проводили литературный конкурс «Алтын калам», собирали авторские работы по всему Казахстану, подключились писатели из других стран. Есть у нашей литературы золотое оперение, изумляющее и покоряющее жанровым разнообразием, креативными находками. Просто ему надо помогать становиться на крыло. Пока государство раскачивается, время увереннее брать ситуацию в свои руки энтузиастам, которых уже немало. И я без ложной скромности признаюсь, что имею честь состоять в их ряду. Пусть отечественная литература станет, не осудите за сравнение, своеобразным шведским столом, на котором для каждого казахстанца найдётся всё по его пристрастиям, образу мыслей и фантазиям.
КСТАТИ
В крупнейших странах мира производством и распространением информации, такой как книги, музыка, программное обеспечение и путеводители, занимается издательский сектор. Чтобы помочь на различных этапах публикации, в этой отрасли задействованы разнообразные участники. Сюда входят писатели, исследователи, редакторы, художники и графические дизайнеры, операторы прессы и производства, цифровые дизайнеры и разработчики, отделы продаж и маркетинга и многие другие. Еще более десяти лет назад издательский сектор ограничивался печатными материалами, такими как традиционные книги, газеты и журналы. Публикация книг в электронных форматах, включая блоги, электронные книги, веб-сайты и другие цифровые носители, началась в результате роста объема цифровой информации. Издательская индустрия изменилась в результате современных тенденций. Продажи электронных книг, например, резко возросли в результате развития технологий, которые сделали их более доступными для электронных читателей. Революция в сфере электронных книг в основном обусловлена спросом студентов на учебники, учебные материалы и справочники. Согласно отраслевому аналитическому отчету компании Research and Markets, ожидается, что объем мирового книжного рынка достигнет 159,3 миллиарда долларов к 2028 году, а совокупный годовой темп роста составит 2,4% в период с 2021 по 2028 год. Ожидается, что расширение рынка будет в первую очередь обусловлено ростом потребительских расходов на книги, чему способствуют растущие доходы и интерес к чтению книг, а также текущие инновации формата, которые улучшили общее впечатление от чтения.
Светлана СИНИЦКАЯ