Тема гордости за свою страну, сформированная посредством кинематографа, – понятие сложное и многогранное. Сюда входит кино историческое, военное, спортивное и даже социальное.
Кроме исторических фильмов, которым режиссеры уделили особое внимание, снимаются патриотические картины и на современную тематику. Армии независимого Казахстана посвятили свои фильмы «Десант» (2000) режиссёра Лейлы Аранышевой и «Казбат» (2019) Аскара Узабаева. Они рассказывают о казахских воинах, погибших в бою с моджахедами на таджикско-афганской границе в 1995 году.
Теме гордости за спортивные успехи нашей страны на международной арене посвящены автобиографический фильм «Рывок» (2009) режиссёра Канагата Мустафина. Это оригинальная спортивная драма о том, как юниорская сборная Казахстана по баскетболу выиграла Кубок СНГ (призёр кинофестивалей спортивного кино в России, Германии и США). Нельзя не отметить драму того же режиссера – «Кажимукан» (2024), повествующая о жизни всемирно известного борца Хаджи-Мукана Мунайтпасова. К ним примыкает драма «Паралимпиец» (2022) Алдияра Баракимова с Аскаром Ильясовым в главной роли. Это реальная история о том, как на Паралимпийских играх 2017 года казахский спортсмен-инвалид стал призёром лыжных соревнований. Фильм примечателен ещё и тем, что главные роли в нём помимо профессиональных актёров сыграли настоящие спортсмены-инвалиды.
Не чуждым патриотической теме оказалось и социальное кино: «Атажурт» (2010) режиссёра Сламбека Таукелова – о департации в Казахстан с Дальнего Востока корейцев и их адаптации в казахской степи. «НартаЙ» (2021) Гульнары Сарсеновой – о трудном возвращении домой забытого в Германии во время вывода из неё в 1994 году российских войск казаха-танкиста. «Оралман» (2017) Сабита Курманбекова – о возвращении на историческую родину казахов из Афганистана (с харизматичным Дулыгой Акмолдой в главной роли). К последнему фильму логически примыкает и картина «Заманай» режиссёра Сламбека Таукелова. Это киноповесть о том, как, спасаясь от коллективизации в 30-е годы ХХ века, казахи бежали в Китай, а в наше время через горные перевалы пытаются тайком вернуться на историческую родину.
Но поистине народного успеха удостоились два фильма, полностью окупившие себя в прокате. Это биографичный фильм «Дос-Мукасан» (2022) режиссёра Айдына Сахамана, два месяца рассказывавший во всех кинотеатрах республики историю нашего легендарного ВИА. Второй – «Оян, казак!» («Проснись, казах!») (2023) Мурата Есжана. Он повествует о творчестве одного из создателей партии «Алаш Орда» Мыржакыпа Дулатова. Чтобы посмотреть картину, казахстанцы выстаивали длинные очереди в кассы кинотеатров. Любопытно, что до этого в качестве телесериала на канале «Казахстан» это кино никакого ажиотажа не вызвало.
И наконец, единственный художественно-публицистический (документально-игровой) кинопроект «Дорога на плаху» (2007) режиссёра Абылайхана Кыстаубаева. Это фильма – призёр кинофестиваля стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Он повествует о первом казахском юристе с дореволюционным стажем, прокуроре Жахонше Досмухамедове. Эта аскетичная, информационная лента показала портрет человека на фоне событий непростого ХХ века.
Андрей ЧЕРНЕНКО